7 красных перпендикулярных линий решение: Семь красных перпендикулярных линий решение. Семь красных линий. Модерн, постмодерн и сверхмодерн. И это и породило множество формально верных, но некрасивых решений

Читать онлайн «7 красных линий (сборник)», Алексей Березин – Литрес

© Алексей Березин, текст, 2018

© Юлия Межова, иллюстрации, 2018

© ООО «Издательство АСТ», 2018

* * *

Голос рассказчика

Одесскому журналу «Фонтан», который я имею честь и удовольствие редактировать, исполнилось 20 лет. За эти годы мы опубликовали рассказы, стихи, миниатюры, афоризмы и, и, и… свыше трехсот авторов. И не только одесситов, но и литераторов из разных (да простит меня мой учитель геометрии!) уголков земного шара.

Они становились нашими авторами по-разному. Алексея Березина, к примеру (это я помню точно!), нам порекомендовал, в свою очередь кем-то до этого рекомендованный, замечательный писатель Михаил Бару.

И что интересно, он обратил мое внимание именно на рассказ Березина «Совещание», из которого и взято название для первой книги Алексея – «7 красных линий». Я мгновенно связался с автором, получил разрешение и поставил этот блестящий рассказ в номер.

С тех пор автор из Томска стал постоянным автором «Фонтана», чем я не устаю гордиться. И с первого его появления в журнале мной владела уверенность, что мы приобрели не только прекрасного автора, но и знаменитого писателя – автора многих книг, – настолько профессионально и изобретательно были написаны его рассказы.

Со временем обнаружилось, что при всем таланте и феноменальной продуктивности Алексей Березин не издал еще практически ни одной книги.

И вот мы узнали, что эта несправедливость, наконец, исправлена и книга вот-вот выйдет. Поздравляем!..

И Алексея, и будущих читателей.

Перед вами веселая и умная книга. Читатель, уверен, несомненно оценит и мастерство диалогов, и ироническую интонацию, и парадоксальность стиля, и уверенность руки…

Ну вот, скажем, несколько строк из Березина:

– Да, – поддержал его я. – Если нет свежего воздуха, то это не рыбалка. Это как альпинизм без гор.

– Нет, ну бывает промышленный альпинизм, – сказал Серега. – Ты вот можешь забраться на девятиэтажный дом по тросу?

– Нет, – признался я.

– А ты, Петрушкин, покорил хотя бы одну девятиэтажку?

Петрушкин помотал головой с торчащим из нее огурцом…

Запомните: в русской литературе появился новый замечательный рассказчик. С сильным неповторимым голосом.

Который не спутаешь ни с чьим другим…

Валерий Хаит, главный редактор одесского юмористического журнала «Фонтан»

7 красных линий зеленым цветом

Совещание

Петров пришел во вторник на совещание. Ему там вынули мозг, разложили по блюдечкам и стали есть, причмокивая и выражая всяческое одобрение. Начальник Петрова, Недозайцев, предусмотрительно раздал присутствующим десертные ложечки. И началось.

– Коллеги, – говорит Морковьева, руководитель дружественной компании. – Перед нашей организацией встала масштабная задача. Нам поступил на реализацию проект, в рамках которого требуется изобразить несколько красных линий. Вы готовы взвалить на себя эту задачу?

– Конечно, – говорит Недозайцев. Он директор, и всегда готов взвалить на себя проблему, которую придется решать кому-то из коллектива. Впрочем, он тут же уточняет: – Мы же это можем?

Начальник отдела рисования Сидоряхин торопливо кивает:

– Да, разумеется. Вот Петров, он наш лучший специалист в области рисования красных линий. Мы его пригласили на совещание, чтобы он высказал свое компетентное мнение.

– Очень приятно, – говорит Морковьева. – Ну, меня вы все знаете. А это – Леночка, она специалист по дизайну в нашей организации.

Леночка покрывается краской и смущенно улыбается. Она недавно закончила экономический и к дизайну имеет такое же отношение, как утконос к проектированию дирижаблей.

– Так вот, – продолжает Морковьева. – Нам нужно нарисовать семь прямых красных линий. Все они должны быть строго перпендикулярны, и, кроме того, некоторые нужно нарисовать зеленым цветом, а некоторые – прозрачным. Как вы считаете, это реально?

– Нет, – говорит Петров.

– Давайте не будем торопиться с ответом, Петров, – предлагает Сидоряхин. – Задача поставлена, и ее нужно решить. Вы же профессионал, Петров. Не давайте нам повода считать, что вы не профессионал.

– Видите ли, – объясняет Петров, – термин «красная линия» подразумевает, что цвет линии – красный. Нарисовать красную линию зеленым цветом не то чтобы невозможно, но очень близко к невозможному…

– Петров, ну что значит «невозможно»? – спрашивает Сидоряхин.

– Я просто обрисовываю ситуацию. Может быть, существуют люди, страдающие дальтонизмом, для которых действительно не будет иметь значения цвет линии, но я не уверен, что целевая аудитория вашего проекта состоит исключительно из таких людей.

– То есть, в принципе, это возможно? Мы правильно вас понимаем, Петров? – спрашивает Морковьева.

Петров осознает, что переборщил с образностью.

– Скажем проще, – говорит он. – Линию, как таковую, можно нарисовать совершенно любым цветом. Но, чтобы получилась красная линия, следует использовать только красный цвет.

– Петров, вы нас не путайте, пожалуйста. Только что вы говорили, что это возможно.

Петров молча проклинает свою болтливость.

– Нет, вы неправильно меня поняли. Я хотел лишь сказать, что в некоторых, крайне редких ситуациях, цвет линии не будет иметь значения, но даже и тогда – линия все равно не будет красной. Понимаете, она красной не будет! Она будет зеленой. А вам нужна красная.

Наступает непродолжительное молчание, в котором отчетливо слышится тихое напряженное гудение синапсов.

– А что если, – осененный идеей, произносит Недозайцев, – нарисовать их синим цветом?

– Все равно не получится, – качает головой Петров. – Если нарисовать синим – получатся синие линии.

Опять молчание. На этот раз его прерывает сам Петров.

– И я еще не понял… Что вы имели в виду, когда говорили о линиях прозрачного цвета?

Морковьева смотрит на него снисходительно, как добрая учительница на отстающего ученика.

– Ну, как вам объяснить?.. Петров, вы разве не знаете, что такое «прозрачный»?

– Знаю.

– И что такое «красная линия», надеюсь, вам тоже не надо объяснять?

– Нет, не надо.

– Ну вот. Вы нарисуйте нам красные линии прозрачным цветом.

Петров на секунду замирает, обдумывая ситуацию.

– И как должен выглядеть результат? Будьте добры, опишите, пожалуйста. Как вы себе это представляете?

– Ну-у-у, Петро-о-ов! – говорит Сидоряхин. – Ну давайте не будем… У нас что, детский сад? Кто здесь специалист по красным линиям, Морковьева или вы?

– Я просто пытаюсь прояснить для себя детали задания…

– Ну, а что тут непонятного-то?.. – встревает в разговор Недозайцев. – Вы же знаете, что такое красная линия?

– Да, но…

– И что такое «прозрачный», вам тоже ясно?

– Разумеется, но…

– Так что вам объяснять-то? Петров, ну давайте не будем опускаться до непродуктивных споров. Задача поставлена, задача ясная и четкая. Если у вас есть конкретные вопросы, так задавайте.

– Вы же профессионал, – добавляет Сидоряхин.

– Ладно, – сдается Петров. – Бог с ним, с цветом. Но у вас там еще что-то с перпендикулярностью?..

– Да, – с готовностью подтверждает Морковьева. – Семь линий, все строго перпендикулярны.

– Перпендикулярны чему? – уточняет Петров.

Морковьева начинает просматривать свои бумаги.

– Э-э-э, – говорит она наконец.  – Ну, как бы… Всему. Между собой. Ну, или как там… Я не знаю. Я думала, это вы знаете, какие бывают перпендикулярные линии, – наконец находится она.

– Да конечно знает, – взмахивает руками Сидоряхин. – Профессионалы мы или не профессионалы?..

– Перпендикулярны могут быть две линии, – терпеливо объясняет Петров. – Все семь одновременно не могут быть перпендикулярными по отношению друг к другу. Это геометрия, шестой класс.

Морковьева встряхивает головой, отгоняя замаячивший призрак давно забытого школьного образования. Недозайцев хлопает ладонью по столу:

– Петров, давайте без вот этого: «шестой класс, шестой класс». Давайте будем взаимно вежливы. Не будем делать намеков и скатываться до оскорблений. Давайте поддерживать конструктивный диалог. Здесь же не идиоты собрались.

– Я тоже так считаю, – говорит Сидоряхин.

Петров придвигает к себе листок бумаги.

– Хорошо, – говорит он. – Давайте я вам нарисую. Вот линия. Так?

Морковьева утвердительно кивает.

– Рисуем другую… – говорит Петров. – Она перпендикулярна первой?

– Ну-у…

– Да, она перпендикулярна.

– Вот видите! – радостно восклицает Морковьева.

– Подождите, это еще не всё. Теперь рисуем третью… Она перпендикулярна первой линии?..

Вдумчивое молчание. Не дождавшись ответа, Петров отвечает сам:

– Да, первой линии она перпендикулярна. Но со второй линией она не пересекается. Со второй линией они параллельны.

Наступает тишина. Потом Морковьева встает со своего места и, обогнув стол, заходит Петрову с тыла, заглядывая ему через плечо.

– Ну… – неуверенно произносит она. – Наверное, да.

– Вот в этом и дело, – говорит Петров, стремясь закрепить достигнутый успех. – Пока линий две, они могут быть перпендикулярны. Как только их становится больше…

– А можно мне ручку? – просит Морковьева.

Петров отдает ручку. Морковьева осторожно проводит несколько неуверенных линий.

– А если так?..

Петров вздыхает.

– Это называется треугольник. Нет, это не перпендикулярные линии. К тому же их три, а не семь.

Морковьева поджимает губы.

– А почему они синие? – вдруг спрашивает Недозайцев.

– Да, кстати, – поддерживает Сидоряхин. – Сам хотел спросить.

Петров несколько раз моргает, разглядывая рисунок.

– У меня ручка синяя, – наконец говорит он. – Я же просто чтобы продемонстрировать…

 

– Ну, так, может, в этом и дело? – нетерпеливо перебивает его Недозайцев тоном человека, который только что разобрался в сложной концепции и спешит поделиться ею с окружающими, пока мысль не потеряна. – У вас линии синие. Вы нарисуйте красные, и давайте посмотрим, что получится.

– Получится то же самое, – уверенно говорит Петров.

– Как – то же самое? – спрашивает Недозайцев. – Как вы можете быть уверены, если вы даже не попробовали? Вы нарисуйте красные, и посмотрим.

– У меня нет красной ручки с собой, – признается Петров. – Но я могу совершенно…

– А что же вы не подготовились, – укоризненно говорит Сидоряхин.  – Знали же, что будет собрание…

– Я абсолютно точно могу вам сказать, – в отчаянии говорит Петров, – что красным цветом получится точно то же самое.

– Вы же нам только что говорили, – парирует Сидоряхин, – что рисовать красные линии нужно красным цветом. Вот, я записал себе даже. А сами рисуете их синей ручкой. Это что, красные линии, по-вашему?

– Кстати, да, – замечает Недозайцев. – Я же еще спрашивал вас про синий цвет. Что вы мне ответили?

Петрова внезапно спасает Леночка, с интересом изучающая его рисунок со своего места.

– Мне кажется, я понимаю, – говорит она. – Вы же сейчас не о цвете говорите, да? Это у вас про вот эту, как вы ее называете? Перпер-чего-то-там?

– Перпендикулярность линий, да, – благодарно отзывается Петров. – Она с цветом линий никак не связана.

– Всё, вы меня запутали окончательно, – говорит Недозайцев, переводя взгляд с одного участника собрания на другого. – Так с чем у нас проблемы? С цветом или с перпендикулярностью?

Морковьева издает растерянные звуки и качает головой. Она тоже запуталась.

– И с тем, и с другим, – тихо произносит Петров.

– Я ничего не могу понять, – говорит Недозайцев, разглядывая свои сцепленные в замок пальцы. – Вот есть задача. Нужно всего-то семь красных линий. Я понимаю, если их было бы двадцать!.. Но тут-то всего семь. Задача простая. Наши заказчики хотят семь перпендикулярных линий. Верно?

Морковьева кивает.

– И Сидоряхин тоже не видит проблемы, – продолжает Недозайцев. – Я прав, Сидоряхин?.. Ну вот. Так что нам мешает выполнить задачу?

– Геометрия, – со вздохом говорит Петров.

– Вы просто не обращайте на нее внимания, вот и всё! – произносит Морковьева.

Петров молчит, собираясь с мыслями. В его мозгу рождаются одна за другой красочные метафоры, которые позволили бы донести до окружающих сюрреализм происходящего, но, как назло, все они начинаются со слова, совершенно неуместного в рамках деловой беседы.

Устав ждать ответа, Недозайцев произносит:

– Петров, вы ответьте просто – вы можете это сделать или нет? Я понимаю, что вы специалист узкого профиля и не видите общей картины. Но это же несложно – нарисовать какие-то семь линий? Обсуждаем уже два часа какую-то ерунду, никак не можем прийти к решению.

– Вы вот только критикуете и говорите: «Невозможно! Невозможно!» Вы предложите нам свое решение проблемы! А то критиковать и дурак может, простите за выражение. Вы же профессионал! – поддакивает Сидоряхин.

Петров устало изрекает:

– Хорошо. Давайте я нарисую вам две гарантированно перпендикулярные красные линии, а остальные – прозрачным цветом. Они будут прозрачны, и их не будет видно, но я их нарисую. Вас это устроит?

– Нас это устроит? – оборачивается Морковьева к Леночке и соглашается: – Да, нас устроит.

– Только еще хотя бы пару – зеленым цветом, – добавляет Леночка. – И у меня еще один вопрос, можно?

– Да, – мертвым голосом разрешает Петров.

– Можно одну линию изобразить в виде котенка?

Петров молчит несколько секунд, а потом переспрашивает:

– Что?

– Ну, в виде котенка. Котеночка. Нашим пользователям нравятся зверюшки. Было бы очень здорово…

– Нет, – говорит Петров.

– А почему?

– Я, конечно, могу нарисовать вам кота. Я не художник, но могу попытаться. Только это будет уже не линия. Это будет кот. Линия и кот – разные вещи.

– Котенок, – уточняет Морковьева. – Не кот, а котенок, такой маленький, симпатичный. Коты, они…

– Да все равно, – качает головой Петров.

– Совсем никак, да?.. – разочарованно спрашивает Леночка.

– Петров, вы хоть дослушали бы до конца, – раздраженно говорит Недозайцев. – Не дослушали, а уже говорите «нет».

– Я понял мысль, – не поднимая взгляда от стола, говорит Петров. – Нарисовать линию в виде котенка невозможно.

– Ну и не надо тогда, – разрешает Леночка. – А птичку тоже не получится?

Петров молча поднимает на нее взгляд, и Леночка всё понимает.

– Ну и не надо тогда, – снова повторяет она.

Недозайцев хлопает ладонью по столу.

– Так на чем мы остановились? Что мы делаем?

– Семь красных линий, – говорит Морковьева.  – Две красным цветом, и две зеленым, и остальные прозрачным. Да? Я же правильно поняла?

– Да, – подтверждает Сидоряхин прежде, чем Петров успевает открыть рот.

Недозайцев удовлетворенно кивает.

– Вот и отлично… Ну, тогда всё, коллеги?.. Расходимся?.. Еще вопросы есть?..

– Ой, – вспоминает Леночка. – У нас еще есть красный воздушный шарик! Скажите, вы можете его надуть?

– Да, кстати, – говорит Морковьева. – Давайте это тоже сразу обсудим, чтобы два раза не собираться.

– Петров, – поворачивается Недозайцев к Петрову. – Мы это можем?

– А какое отношение ко мне имеет шарик? – удивленно спрашивает Петров.

– Он красный, – поясняет Леночка.

Петров тупо молчит, подергивая кончиками пальцев.

– Петров, – нервно переспрашивает Недозайцев. – Вы можете или нет? Простой же вопрос.

– Ну, – осторожно говорит Петров, – в принципе, я, конечно, могу, но…

– Хорошо, – кивает Недозайцев. – Съездите к ним, надуйте. Командировочные, если потребуется, выпишем.

– Завтра можно? – спрашивает Морковьева.

– Конечно, – отвечает Недозайцев. – Я думаю, проблем не будет… Ну, теперь у нас всё?.. Отлично. Продуктивно поработали… Всем спасибо и до свидания!

Петров несколько раз моргает, чтобы вернуться в объективную реальность, потом встает и медленно бредет к выходу. У самого выхода Леночка догоняет его.

– А можно еще вас попросить? – краснея, говорит Леночка. – Вы когда шарик будете надувать… Вы можете надуть его в форме котенка?..

Петров вздыхает.

– Я всё могу, – говорит он. – Я могу абсолютно всё. Я профессионал.

Как быть злодеем галактического масштаба

Девушка Полина вчера объяснила мне, как ест Дарт Вейдер: трет сыр об маску и ест его. Он любит маасдам и гауду, под настроение – пармезан, а вот камамбер и российский на дух не выносит. Штурмовики однажды подсунули ему сулугуни, просто для смеха, так он всех расстрелял. Чувство юмора, как у какой-нибудь джаббы. Остальные его потом за это недолюбливали, за спиной называли «хрипунцом».

– Плохо, – говорили штурмовики, – когда у повелителя нехватка чувства юмора компенсируется манией величия.

Еще, сказала Полина, Дарт Вейдер может лечь на спину и отжимать через маску апельсиновый фреш прямо в рот. Очень удобно и к тому же полезно, без витаминов в условиях глубокого космоса долго не протянешь. Два, может, три световых года, а дальше каюк. Штурмовикам – тем вообще каждый вторник дают по лимону и заставляют съедать с кожурой и без сахара для профилактики цинги, ну и просто чтобы служба медом не казалась. Проблема в том, что Дарт Вейдер фреши терпеть не может, он любит горячий кофе, без молока, черный. Вот почему он такой злой. Сами попробуйте пить горячий кофе через маску. Можно, конечно, использовать трубочку, но для темного лорда это не комильфо. Сами представьте, командует он, к примеру:

– Построить «Звезду Смерти»! И чтобы побольше звезд! И побольше смерти!

А у самого в руках кофейная чашка с надписью: «Лучшему темному лорду», и он из нее через трубочку: «Пффф!»

И что это за владыка ситх, спрашивается? Эвокам на смех. А напрямую через маску кофе пить не получается, по усам течет, а в рот не попадает, еще и все лицо обожжешь. В общем, сплошное огорчение. Вот и пьет кофе тайком, пока никто не видит. А иной раз нальет кофе в калебас, сунет туда бомбилью и тянет через нее, прикидывается, будто у него там мате. Ну, конечно, если кто из штурмовиков подойдет слишком близко и почует запах кофе, приходится убивать. Се ля ви.

Еще курить очень любит, поэтому у него такая одышка. Иногда может два блока за неделю скурить, форточку откроет на своем «Стар дестройере» и курит. Опять же, обычные сигареты в прорезь маски не проходят, вот и курит только дамские, да и те только до половины. Если зазеваешься, окурок изнутри уже не вытащить, приходится снимать весь шлем, а окурок в это время тлеет внутри, жжется. Дарта Вейдера ожогами не удивишь, но все равно неприятно. Иной раз задумается о новой «Звезде Смерти», да и докурит сигарету почти до фильтра, потом матерится, по бокам себя хлопает – уронил окурок за пазуху. Штурмовики уже знают, что в такие моменты лучше к нему не подходить, задраконит. Разбегаются по углам и хихикают.

Он думает, никто не знает, что он курит «Гламур». Смешной, разве такое на космическом корабле утаишь? Приходит он, например, в гарнизонный универмаг на третьей палубе и говорит:

– Мне тридцать пачек «Вог» и штук десять «Кисс», клубничных. Мне не для себя, секретарша попросила заскочить по дороге.

Кто в такое поверит? Само собой, тетка на кассе кивает: мол, я так сразу и подумала, темный лорд, что это для секретарши. А только он за порог, сразу названивает подружкам в бухгалтерию «Стар дестройера»:

– Наш-то, знаете чего?.. Клубничные взял попробовать. Видать, «Кисс романтик» в прошлый раз не понравились. А в среду пришел, говорит: дайте шоколадку, молочную, только без фундука. И сразу давай оправдываться: я-то, дескать, такое не ем, это одной знакомой девушке, в подарок. А я говорю: «Никак на свидание собрались, темный лорд?» А он: «Ну а что я, не мужик? Права не имею?» Зыркнул так и говорит, мол, дай-ка еще презервативов, пачек пять, вон тех, «вуки-сайз». Ой, Маш, ну смех один.

А в бухгалтерии слушают и поддакивают:

– И не говори! Мужики, они и есть мужики.

Трудно быть злым повелителем. Всю жизнь горбатишься, чтобы поработить Вселенную, а в итоге весь космолет над тобой смеется. В детстве ему мама говорила: «Энакин, не ешь с ножа, злым будешь», а он не слушался. Стоит иной раз, курит у иллюминатора, смотрит на недостроенную «Звезду Смерти», а сам думает: «Эх, и зачем я такой злой?.. Зачем как собака?.. Бросить бы все и уехать на Татуин. Там тепло. Там мой дом, там моя мама…»

Выбросит окурок и идет спать. Снится ему теплый Татуин, и будто он снова маленький, а мама играет с ним.

– Ой, кто тут у нас? Дарт Вейдер, Дарт Вейдер, иди сюда, малыш! Пощекотать тебе пузико?.. А чье у нас пу-у-узико?!

Старый он уже, печальный. Всю жизнь на военной службе, сколько лет прошло, а он все: «Здравия желаю, товарищ Император!», «Так точно, товарищ Император!». И никакой личной жизни. Была жена – не вынесла, бросила. Сын большой уже, а непутевый, в партизаны ушел, папку и знать не хочет. Штурмовики за его спиной издеваются. Идут, к примеру, по палубам корабля и каждому встречному канализационному люку хрипят:

– Люк! Я твой отец! – и ржут, гиены.

Он утром выйдет к завтраку, у всех на тарелках перловка или пюре, по вторникам еще и лимон. А ему подают один большой кусок маасдама, даже без хлеба. Он вздохнет и начинает тереть его об маску. Медленно и торжественно, как и полагается повелителю ситху.

«НОМ, НОМ, НОМ, НОМ-НО-НОМ, НОМ-НО-НОМ!»

Боже, какое унижение.

7 красных линий: просто вынос мозга

Петров пришел во вторник на совещание. Ему там вынули мозг, разложили по блюдечкам и стали есть, причмокивая и вообще выражая всяческое одобрение. Начальник Петрова, Недозайцев, предусмотрительно раздал присутствующим десертные ложечки. И началось.

— Коллеги, — говорит Морковьева, — перед нашей организацией встала масштабная задача. Нам поступил на реализацию проект, в рамках которого нам требуется изобразить несколько красных линий. Вы готовы взвалить на себя эту задачу?

— Конечно, — говорит Недозайцев. Он директор, и всегда готов взвалить на себя проблему, которую придется нести кому-то из коллектива. Впрочем, он тут же уточняет: — Мы же это можем?

Начальник отдела рисования Сидоряхин торопливо кивает:

— Да, разумеется. Вот у нас как раз сидит Петров, он наш лучший специалист в области рисования красных линий. Мы его специально пригласили на совещание, чтобы он высказал свое компетентное мнение.

— Очень приятно, — говорит Морковьева. — Ну, меня вы все знаете. А это — Леночка, она специалист по дизайну в нашей организации.

Леночка покрывается краской и смущенно улыбается. Она недавно закончила экономический, и к дизайну имеет такое же отношение, как утконос к проектированию дирижаблей.

— Так вот, — говорит Морковьева. — Нам нужно нарисовать семь красных линий. Все они должны быть строго перпендикулярны, и кроме того, некоторые нужно нарисовать зеленым цветом, а еще некоторые — прозрачным. Как вы считаете, это реально?

— Нет, — говорит Петров.

— Давайте не будем торопиться с ответом, Петров, — говорит Сидоряхин. — Задача поставлена, и ее нужно решить. Вы же профессионал, Петров. Не давайте нам повода считать, что вы не профессионал.

— Видите ли, — объясняет Петров, — термин «красная линия» подразумевает, что цвет линии — красный. Нарисовать красную линию зеленым цветом не то, чтобы невозможно, но очень близко к невозможному…

— Петров, ну что значит «невозможно»? — спрашивает Сидоряхин.

— Я просто обрисовываю ситуацию. Возможно, есть люди, страдающие дальтонизмом, для которых действительно не будет иметь значения цвет линии, но я не уверен, что целевая аудитория вашего проекта состоит исключительно из таких людей.

— То есть, в принципе, это возможно, мы правильно вас понимаем, Петров? — спрашивает Морковьева.

Петров осознает, что переборщил с образностью.

— Скажем проще, — говорит он. — Линию, как таковую, можно нарисовать совершенно любым цветом. Но чтобы получилась красная линия, следует использовать только красный цвет.

— Петров, вы нас не путайте, пожалуйста. Только что вы говорили, что это возможно.

Петров молча проклинает свою болтливость.

— Нет, вы неправильно меня поняли. Я хотел лишь сказать, что в некоторых, крайне редких ситуациях, цвет линии не будет иметь значения, но даже и тогда — линия все равно не будет красной. Понимаете, она красной не будет! Она будет зеленой. А вам нужна красная.

Наступает непродолжительное молчание, в котором отчетливо слышится тихое напряженное гудение синапсов.

— А что если, — осененный идеей, произносит Недозайцев, — нарисовать их синим цветом?

— Все равно не получится, — качает головой Петров. — Если нарисовать синим — получатся синие линии.

Опять молчание. На этот раз его прерывает сам Петров.

— И я еще не понял… Что вы имели в виду, когда говорили о линиях прозрачного цвета?

Морковьева смотрит на него снисходительно, как добрая учительница на отстающего ученика.

— Ну, как вам объяснить?.. Петров, вы разве не знаете, что такое «прозрачный»?

— Знаю.

— И что такое «красная линия», надеюсь, вам тоже не надо объяснять?

— Нет, не надо.

— Ну вот. Вы нарисуйте нам красные линии прозрачным цветом.

Петров на секунду замирает, обдумывая ситуацию.

— И как должен выглядеть результат, будьте добры, опишите пожалуйста? Как вы себе это представляете?

— Ну-у-у, Петро-о-ов! — говорит Сидоряхин. — Ну давайте не будем… У нас что, детский сад? Кто здесь специалист по красным линиям, Морковьева или вы?

— Я просто пытаюсь прояснить для себя детали задания…

— Ну, а что тут непонятного-то?.. — встревает в разговор Недозайцев. — Вы же знаете, что такое красная линия?

— Да, но…

— И что такое «прозрачный», вам тоже ясно?

— Разумеется, но…

— Так что вам объяснять-то? Петров, ну давайте не будем опускаться до непродуктивных споров. Задача поставлена, задача ясная и четкая. Если у вас есть конкретные вопросы, так задавайте.

— Вы же профессионал, — добавляет Сидоряхин.

— Ладно, — сдается Петров. — Бог с ним, с цветом. Но у вас там еще что-то с перпендикулярностью?..

— Да, — с готовностью подтверждает Морковьева. — Семь линий, все строго перпендикулярны.

— Перпендикулярны чему? — уточняет Петров.

Морковьева начинает просматривать свои бумаги.

— Э-э-э, — говорит она наконец. — Ну, как бы… Всему. Между собой. Ну, или как там… Я не знаю. Я думала, это вы знаете, какие бывают перпендикулярные линии, — наконец находится она.

— Да конечно знает, — взмахивает руками Сидоряхин. — Профессионалы мы тут, или не профессионалы?..

— Перпендикулярны могут быть две линии, — терпеливо объясняет Петров. — Все семь одновременно не могут быть перпендикулярными по отношению друг к другу. Это геометрия, 6 класс.

Морковьева встряхивает головой, отгоняя замаячивший призрак давно забытого школьного образования. Недозайцев хлопает ладонью по столу:

— Петров, давайте без вот этого: «6 класс, 6 класс». Давайте будем взаимно вежливы. Не будем делать намеков и скатываться до оскорблений. Давайте поддерживать конструктивный диалог. Здесь же не идиоты собрались.

— Я тоже так считаю, — говорит Сидоряхин.

Петров придвигает к себе листок бумаги.

— Хорошо, — говорит он. — Давайте, я вам нарисую. Вот линия. Так?

Морковьева утвердительно кивает головой.

— Рисуем другую… — говорит Петров. — Она перпендикулярна первой?

— Ну-у…

— Да, она перпендикулярна.

— Ну вот видите! — радостно восклицает Морковьева.

— Подождите, это еще не все. Теперь рисуем третью… Она перпендикулярна первой линии?..

Вдумчивое молчание. Не дождавшись ответа, Петров отвечает сам:

— Да, первой линии она перпендикулярна. Но со второй линией она не пересекается. Со второй линией они параллельны.

Наступает тишина. Потом Морковьева встает со своего места и, обогнув стол, заходит Петрову с тыла, заглядывая ему через плечо.

— Ну… — неуверенно произносит она. — Наверное, да.

— Вот в этом и дело, — говорит Петров, стремясь закрепить достигнутый успех. — Пока линий две, они могут быть перпендикулярны. Как только их становится больше…

— А можно мне ручку? — просит Морковьева.

Петров отдает ручку. Морковьева осторожно проводит несколько неуверенных линий.

— А если так?..

Петров вздыхает.

— Это называется треугольник. Нет, это не перпендикулярные линии. К тому же их три, а не семь.

Морковьева поджимает губы.

— А почему они синие? — вдруг спрашивает Недозайцев.

— Да, кстати, — поддерживает Сидоряхин. — Сам хотел спросить.

Петров несколько раз моргает, разглядывая рисунок.

— У меня ручка синяя, — наконец говорит он. — Я же просто чтобы продемонстрировать…

— Ну, так может, в этом и дело? — нетерпеливо перебивает его Недозайцев тоном человека, который только что разобрался в сложной концепции и спешит поделиться ею с окружающими, пока мысль не потеряна. — У вас линии синие. Вы нарисуйте красные, и давайте посмотрим, что получится.

— Получится то же самое, — уверенно говорит Петров.

— Ну, как то же самое? — говорит Недозайцев. — Как вы можете быть уверены, если вы даже не попробовали? Вы нарисуйте красные, и посмотрим.

— У меня нет красной ручки с собой, — признается Петров. — Но я могу совершенно…

— А что же вы не подготовились, — укоризненно говорит Сидоряхин. — Знали же, что будет собрание…

— Я абсолютно точно могу вам сказать, — в отчаянии говорит Петров, — что красным цветом получится точно то же самое.

— Вы же сами нам в прошлый раз говорили, — парирует Сидоряхин, — что рисовать красные линии нужно красным цветом. Вот, я записал себе даже. А сами рисуете их синей ручкой. Это что, красные линии по-вашему?

Реклама

— Кстати, да, — замечает Недозайцев. — Я же еще спрашивал вас про синий цвет. Что вы мне ответили?

Петрова внезапно спасает Леночка, с интересом изучающая его рисунок со своего места.

— Мне кажется, я понимаю, — говорит она. — Вы же сейчас не о цвете говорите, да? Это у вас про вот эту, как вы ее называете? Перпер-чего-то-там?

— Перпендикулярность линий, да, — благодарно отзывается Петров. — Она с цветом линий никак не связана.

— Все, вы меня запутали окончательно, — говорит Недозайцев, переводя взгляд с одного участника собрания на другого. — Так у нас с чем проблемы? С цветом или с перпендикулярностью?

Морковьева издает растерянные звуки и качает головой. Она тоже запуталась.

— И с тем, и с другим, — тихо говорит Петров.

— Я ничего не могу понять, — говорит Недозайцев, разглядывая свои сцепленные в замок пальцы. — Вот есть задача. Нужно всего-то семь красных линий. Я понимаю, их было бы двадцать!.. Но тут-то всего семь. Задача простая. Наши заказчики хотят семь перпендикулярных линий. Верно?

Морковьева кивает.

— И Сидоряхин вот тоже не видит проблемы, — говорит Недозайцев. — Я прав, Сидоряхин?.. Ну вот. Так что нам мешает выполнить задачу?

— Геометрия, — со вздохом говорит Петров.

— Ну, вы просто не обращайте на нее внимания, вот и все! — произносит Морковьева.

Петров молчит, собираясь с мыслями. В его мозгу рождаются одна за другой красочные метафоры, которые позволили бы донести до окружающих сюрреализм происходящего, но как назло, все они, облекаясь в слова, начинаются неизменно словом «Блять!», совершенно неуместным в рамках деловой беседы.

Устав ждать ответа, Недозайцев произносит:

— Петров, вы ответьте просто — вы можете сделать или вы не можете? Я понимаю, что вы узкий специалист и не видите общей картины. Но это же несложно — нарисовать какие-то семь линий? Обсуждаем уже два часа какую-то ерунду, никак не можем прийти к решению.

— Да, — говорит Сидоряхин. — Вы вот только критикуете и говорите: «Невозможно! Невозможно!» Вы предложите нам свое решение проблемы! А то критиковать и дурак может, простите за выражение. Вы же профессионал!

Петров устало изрекает:

— Хорошо. Давайте я нарисую вам две гарантированно перпендикулярные красные линии, а остальные — прозрачным цветом. Они будут прозрачны, и их не будет видно, но я их нарисую. Вас это устроит?

— Нас это устроит? — оборачивается Морковьева к Леночке. — Да, нас устроит.

— Только еще хотя бы пару — зеленым цветом, — добавляет Леночка. — И еще у меня такой вопрос, можно?

— Да, — мертвым голосом разрешает Петров.

— Можно одну линию изобразить в виде котенка?

Петров молчит несколько секунд, а потом переспрашивает:

— Что?

— Ну, в виде котенка. Котеночка. Нашим пользователям нравятся зверюшки. Было бы очень здорово…

— Нет, — говорит Петров.

— А почему?

— Нет, я конечно могу нарисовать вам кота. Я не художник, но могу попытаться. Только это будет уже не линия. Это будет кот. Линия и кот — разные вещи.

— Котенок, — уточняет Морковьева. — Не кот, а котенок, такой маленький, симпатичный. Коты, они…

— Да все равно, — качает головой Петров.

— Совсем никак, да?.. — разочарованно спрашивает Леночка.

— Петров, вы хоть дослушали бы до конца, — раздраженно говорит Недозайцев. — Не дослушали, а уже говорите «Нет».

— Я понял мысль, — не поднимая взгляда от стола, говорит Петров. — Нарисовать линию в виде котенка невозможно.

— Ну и не надо тогда, — разрешает Леночка. — А птичку тоже не получится?

Петров молча поднимает на нее взгляд и Леночка все понимает.

— Ну и не надо тогда, — снова повторяет она.

Недозайцев хлопает ладонью по столу.

— Так на чем мы остановились? Что мы делаем?

— Семь красных линий, — говорит Морковьева. — Две красным цветом, и две зеленым, и остальные прозрачным. Да? Я же правильно поняла?

— Да, — подтверждает Сидоряхин прежде, чем Петров успевает открыть рот.

Недозайцев удовлетворенно кивает.

— Вот и отлично… Ну, тогда все, коллеги?.. Расходимся?.. Еще вопросы есть?..

— Ой, — вспоминает Леночка. — У нас еще есть красный воздушный шарик! Скажите, вы можете его надуть?

— Да, кстати, — говорит Морковьева. — Давайте это тоже сразу обсудим, чтобы два раза не собираться.

— Петров, — поворачивается Недозайцев к Петрову. — Мы это можем?

— А какое отношение ко мне имеет шарик? — удивленно спрашивает Петров.

— Он красный, — поясняет Леночка.

Петров тупо молчит, подрагивая кончиками пальцев.

— Петров, — нервно переспрашивает Недозайцев. — Так вы это можете или не можете? Простой же вопрос.

— Ну, — осторожно говорит Петров, — в принципе, я конечно могу, но…

— Хорошо, — кивает Недозайцев. — Съездите к ним, надуйте. Командировочные, если потребуется, выпишем.

— Завтра можно? — спрашивает Морковьева.

— Конечно, — отвечает Недозайцев. — Я думаю, проблем не будет… Ну, теперь у нас все?. . Отлично. Продуктивно поработали… Всем спасибо и до свидания!

Петров несколько раз моргает, чтобы вернуться в объективную реальность, потом встает и медленно бредет к выходу. У самого выхода Леночка догоняет его.

— А можно еще вас попросить? — краснея, говорит Леночка. — Вы когда шарик будете надувать… Вы можете надуть его в форме котенка?..

Петров вздыхает.

— Я все могу, — говорит он. — Я могу абсолютно все. Я профессионал.

Смотрите видео:

Seven Red Lines (он же «Эксперт»): стенограмма

[Если вам приходится сталкиваться с абсурдными ситуациями, подобными описанным в этом истерическом очерке, узнайте, как лучше справляться с ними, следуя «Основным концепциям» Голдратта или чтение этой главы за главой, краткое изложение цели.]

КЛИЕНТ

  • C1 («Клиент 1 ст спикер») – Ведущий клиент, босс Жюстин
  • Жюстин – Специалист по дизайну у заказчика

ПОСТАВЩИК

  • V1 («Продавец 1 ст динамик») — Ведущий поставщик, Уолтер и Андерсон, начальник Эксперта.
  • Уолтер — подчиняется V1, работает руководителем проекта
  • .

  • Андерсон Эксперт («AE»)

C1 –

У нашей компании есть новая стратегическая инициатива, направленная на увеличение проникновения на рынок, повышение лояльности к бренду и увеличение нематериальных активов. Для достижения этих целей мы начали новый проект, для которого потребуются:

Seven Red Lines

Насколько я понимаю, ваша компания может помочь нам в этом вопросе?

V1 –

Конечно, Уолтер здесь будет менеджером проекта, Уолтер, мы можем это сделать, не так ли?

Уолтер –

Да, конечно. Андерсон — наш эксперт по всем вопросам, связанным с рисованием красных линий. Мы привели его сегодня, чтобы поделиться своим профессиональным мнением.

C1 –

Приятно познакомиться! Ну, ты меня знаешь. Это Жюстин, специалист по дизайну нашей компании.

Жюстин –

Алло

C1 –

Нам нужно, чтобы вы нарисовали семь красных линий. [Пауза.]

Все строго перпендикулярно; некоторые с зелеными чернилами и некоторые с прозрачными. Вы можете это сделать?

Эксперт/Андерсон («EA») –

Нет. Боюсь, мы –

Уолтер –

Не будем спешить с поспешными ответами, Андерсон! Задача и должна быть выполнена.

В конце концов, вы эксперт.

EA –

Функция автоматического расшифровки Youtube действительно впечатляет. Видео на момент публикации этого поста набрало более 6,5 млн просмотров.

Термин «красная линия» означает, что цвет линии должен быть красным. Начертить красную линию зелеными чернилами —

ну если не совсем невозможно, то почти невозможно.

Уолтер –  1:02 Что это вообще значит: «невозможно»?

EA -1:04

Я имею в виду, вполне возможно, что есть люди, скажем, страдающие дальтонизмом,

, для которых цвет линий на самом деле не имеет значения. Но я совершенно уверен, что целевая аудитория вашего проекта состоит не только из таких людей.

C1 – 1:15

Так что в принципе это возможно.

EA – 1:19

Упрощу – Линию как таковую можно нарисовать абсолютно любыми чернилами. Но если вы хотите получить красную линию, вам нужно использовать красные чернила.

V1 – 1:28

Что, если мы нарисуем их синими чернилами?

EA – 1:30

Все равно не работает. Если вы используете синие чернила, вы получите синие линии. И что именно вы имели в виду, когда говорили о прозрачных чернилах?

С1 – 1:40

Как лучше объяснить? Я уверен, что вы знаете, что означает «прозрачный»?

EA – 1:44

Да, знаю.

C1 – 1:45

А что означает «красная линия», надеюсь, вам объяснять не надо?

EA – 1:49

Конечно нет.

C1 – 1:50

Ну… Вам нужно провести красные линии прозрачными чернилами.

EA – 1:55

Не могли бы вы описать, как, по вашему мнению, должен выглядеть конечный результат?

Уолтер – 1:58

Ну же, Андерсон! Что у нас тут, детский сад?

V1 – 2:01

Не будем тратить время на эти непродуктивные ссоры. Задача поставлена; задача проста и понятна. Теперь, если у вас есть какие-то конкретные вопросы, вперед!

Уолтер – 2:11

Ты здесь эксперт!

EA – 2:13

Хорошо, пока оставим в стороне цвет. У вас там тоже было что-то про перпендикулярность?..

V1 – 2:20

Семь линий, все строго перпендикулярно.

EA – 2:23

К чему?

V1 – 2:26

Эээ, ко всему. Среди них. Я полагал, вы знаете, что такое перпендикулярные линии!

Уолтер – 2:32

Конечно знает. Он эксперт!

EA – 2:35

Две линии могут быть перпендикулярны. Все семь не могут быть одновременно перпендикулярны друг другу. Я покажу тебе.

[Шаги к чертежной доске.]

Это линия, да?

2:48

[Нерешительно.]

EA – 2:49

И еще один. Перпендикулярна ли она первой линии?

V1 – 2:55

Ну… [С заминкой.]

EA – 2:57

Да, перпендикулярно.

V1 – 2:59

Точно!

EA – 3:00

Подожди, подожди, я еще не закончил. И третье: перпендикулярно ли оно первой линии? Да, это! Но он не пересекает вторую линию. Они оба параллельны. Не перпендикулярно!

V1 – 3:16

Думаю, да.

EA – 3:17

Вот оно. Две линии могут быть перпендикулярны —

V1 — 3:21

Можно мне ручку? Как насчет этого?

EA – 3:48

Это треугольник. Это определенно не перпендикулярные линии. И их три, а не семь.

V1 – 3:57

Почему они синие?

Уолтер – 3:58

Действительно. Сам хотел спросить.

EA – 4:01

У меня с собой синяя ручка. Это была просто демонстрация —

V1 – 4:04

В том-то и проблема, что у тебя линии синие. Нарисуйте их красными чернилами!

EA – 4:07

Это не решит проблему.

Уолтер – 4:09

Как узнать, не попробовав? Давайте нарисуем их красными чернилами, а потом посмотрим.

EA – 4:12

У меня нет с собой красной ручки, — но я совершенно уверен, что с красными чернилами результат все равно будет тот же.

Уолтер – 4:19

Разве вы не говорили нам раньше, что красными чернилами можно рисовать только красные линии? Вообще-то, да, я написал это здесь! А теперь вы хотите нарисовать их синими чернилами. Вы хотите назвать эти красные линии?

[Посмеивается в комнату.]

Жюстин – 4:29

Думаю, я понимаю. Вы сейчас не о цвете говорите, верно? Вы говорите о том, как вы это называете: пер-пер, хер-хер —

EA — 4:37

Перпендикулярность, да!

V1 – 4:38

Все, теперь вы всех запутали. Так что же конкретно мешает нам это сделать?

EA – 4:44

Геометрия.

C1 – 4:46

Просто не обращайте внимания!

V1 – 4:47

У нас есть задача. Семь красных линий. Это не двадцать; всего семь.

Андерсон, я понимаю; вы специалист узкой области, не видите общей картины.

Но ведь начертить каких-нибудь семь линий совсем не сложно!

Уолтер – 5:01

Точно. Предложите решение! Критиковать может любой дурак, без обид, но вы же знаток, вам виднее!

EA – 5:10

ОК. Позволь мне нарисовать тебе две совершенно перпендикулярные красные линии, — а остальные я нарисую прозрачными чернилами. Они будут невидимы, но я их нарисую.

V1 – 5:21

Нас это устроит? Да, это нас устроит.

Жюстин – 5:26

Да, но хотя бы парочка с зелеными чернилами. О, и у меня есть еще вопрос, если позволите. Можешь нарисовать одну из линий в виде котенка?

EA – 5:34

А что?

Жюстин – 5:35

В виде котенка. Исследование рынка говорит нашим пользователям, как милые животные. Было бы здорово, если бы —

EA — 5:40

Нет-о…

Жюстин – 5:42

Почему?

EA – 5:42

Смотри, я, конечно, могу нарисовать тебе кота. Я не художник, но я могу попробовать. Но это будет уже не очередь. Это будет кошка. Линия и кошка: это разные вещи.

V1 – 5:51

Котенок. Не кошка, а котенок. Он маленький, милый, ласковый. Кошки, с другой стороны —

EA — 5:58

Это не имеет значения.

Уолтер – 5:59

Андерсон, по крайней мере, выслушай ее! Она еще не закончила говорить, а ты уже говоришь «Нет!»

EA – 6:04

Я понял, но невозможно провести линию в виде кота…десять.

Жюстин – 6:10

А птичка?

V1 – 6:15

Итак, где мы остановились? Что мы делаем?

Вальтер – 6:17

Семь красных линий, две красными чернилами, две зелеными чернилами и остальные – прозрачными.

Я правильно понял? — — Да.

V1 – 6:23

Отлично! В таком случае это все, верно?

Жюстин – 6:26

О, о, чуть не забыл, у нас тоже есть красный шарик.

Не знаешь, можно ли его надуть?

EA – 6:34

Что мне делать с воздушными шарами?

Жюстин – 6:37

Красный.

V1 – 6:38

Андерсон, ты можешь или не можешь это сделать? Простой вопрос.

EA – 6:42

Как таковой могу конечно, но —

V1 – 6:43

Отлично. Организуйте командировку, мы возместим расходы, — приезжайте к ним, надуйте шар. Что ж, это было очень продуктивно, спасибо всем!

Жюстин – 7:08

Могу я задать еще один вопрос, пожалуйста? Когда вы надуваете воздушный шар, можете ли вы сделать это в виде котенка?

EA – 7:16

Конечно могу! Я могу все, я могу абсолютно все. Я «эксперт»!

Нравится:

Нравится Загрузка…

Эта запись была опубликована в Разрушение, Изобретение, Маркетинг, Материаловедение, Теория и помечена как Передовой опыт, Клиент, Диалог, Взаимодействие, Встречи, Перпендикуляр, Продажи, Семь красных линий, Технические продажи, Эксперт, Прозрачные чернила, Работа, Youtube. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Настоящая проблема с «Экспертом»

В прошлом году короткое видео «Эксперт» стало вирусным в технических кругах. Видео, изображающее до смешного разочаровывающую встречу между техническим консультантом и клиентом, доступно с субтитрами на 39 языках, набрало более 10 миллионов просмотров и имеет тысячи комментариев, многие из которых написаны людьми, говорящими, что они были в таком же разочаровывающем встречи.

Мы видим незадачливого технического эксперта, которого клиенты просят построить «семь красных линий, все строго перпендикулярно, некоторые зелеными чернилами, а некоторые прозрачными». Технический эксперт пытается объяснить, что запрос невозможен, но ему на каждом шагу мешают. Его менеджер проектов и менеджер по работе с клиентами ведут себя отчужденно и снисходительно, а клиенты становятся все более неразумными.

Один клиент пассивно-агрессивно задает такие вопросы, как «Я уверен, что вы знаете, что означает «прозрачный»?» а другие набрасывают более диковинные требования, такие как «Когда вы надуваете воздушный шар, можете ли вы сделать это в образе котенка?» Встреча заканчивается самым худшим образом: невыполнимыми задачами, поставленными перед экспертом, и клиентами, ожидающими недостижимого результата проекта.

Популярность этого видео говорит о распространенности проблемы, которую оно изображает. Клиенты делают необоснованный запрос, проект переходит к этапу проектирования во время первой встречи, и уже следующим шагом является начало строительства. Никто на встрече не спрашивает о пользователях, кто они, для чего им нужен продукт или какую проблему решает продукт. На встрече преобладают обсуждения технических ограничений. И ни у кого из присутствующих нет навыков, чтобы довести встречу до завершения, когда следующие шаги будут ясны, а клиент уйдет с разумными ожиданиями.

К счастью, по большей части UX-специалисты могут справиться с проблемами, описанными в «Эксперте». Они могут помочь задать правильные вопросы и наметить путь к достижимым следующим шагам.

Однако в режиме реального времени даже самые опытные UX-дизайнеры могут быть разочарованы упрямыми клиентами, делающими диковинные запросы клиентов, и поэтому расшифровка того, что на самом деле происходит на встрече, описанной в «Эксперте», и других подобных встречах может служить важным освежитель. Для специалистов по дизайну опыта понимание этого сложного сценария с точки зрения клиента может помочь нам подойти к этой очень реальной и, казалось бы, неразрешимой проблеме с новой точки зрения.

Разделение власти

На первый взгляд, «Эксперт» — это забавный взгляд на повседневную борьбу разработчиков технологий, однако более глубокий взгляд показывает, что видео изображает фундаментальную борьбу за власть, которая существует в сфере дизайн технологии. Видео выдвигает на передний план такие важные вопросы, как: за кем последнее слово в отношении того, какие технологии разрабатываются? Кто решает, что строить, а что нет? И, самое главное, кто может принимать участие в проектных беседах?

Хотя видео кажется достаточно невинным, в нем есть коварная центральная идея, которая утверждает, что технологические идеи и дизайн должны принадлежать в первую очередь техническим экспертам. Представляя случай, когда только технические люди могут понять, возможен ли проект или нет, видео утверждает, что в центре обсуждения дизайна должны быть технические возможности, а технологи (единственные, кто способен понимать детали) должны принимать решения.

Запрос клиентов на семь перпендикулярных линий геометрически невозможен. Путь вперед ясен, то, что хотят клиенты, не может быть сделано, и нет никаких вопросов, которые нужно задавать, или решений или компромиссов, которые нужно обсуждать. Мораль в том, что проекты, предполагающие сотрудничество с клиентами и руководством, обречены на провал.

На самом деле у видео ложная предпосылка. Клиенты обычно не делают запросы, которые технически невозможны. Клиенты приносят непрактичные идеи, которые не понравятся их пользователям («преобразовать эту бумажную форму в веб-страницу без изменений»), идеи, которые они видели на других сайтах, которые не очень подходят для их бизнеса («нам нужен форум клиентов для наш шиномонтаж»), идеи, которые трудно воплотить, и другие типы старых дурных идей («включают в себя множество всплывающих окон»).

Ложная предпосылка невозможной идеи позволяет создателям видео утверждать, что сотрудничество не стоит затраченных усилий, потому что клиенты и бизнесмены просто недостаточно осведомлены, чтобы участвовать в разговоре. Эта идея является регрессивной и возвращает нас во времена, когда царствовали серверные технологии, проблемы с удобством использования были приятным делом, и если пользователи не могли понять, что делать, это было связано с тем, что им нужно было использовать RTFM (читай х**). ** вручную) или создавали свои собственные ошибки ID10T.

Нет никаких сомнений в том, что запросы клиентов часто необоснованны, что управление клиентами требует навыков и практики, и что даже самые опытные специалисты иногда в конце дня бьются головой о стол. Тем не менее, это видео утверждает, что необоснованность клиентов — это не просто вызов, к которому нужно подходить умело, а то, что клиенты недостаточно знают, чтобы участвовать в разговорах о технологическом дизайне, а продакт-менеджеры и менеджеры по работе с клиентами только усугубляют проблему.

Это опасное утверждение грозит вернуть нас в эпоху, когда решения о технологиях принимались изолированно, а не совместно, и в центре внимания находились потребности пользователей (а не технологические возможности).

Решение технических проблем и языковой перевод

Наряду с напоминанием о том, что совместное использование возможностей имеет основополагающее значение для работы UX, «Эксперт» содержит и другие важные напоминания. Во-первых, технически ориентированный подход к решению технических задач звучит логично, но на самом деле акцент на техническом (особенно на самой первой встрече), вероятно, является завуалированной (и часто подсознательной) попыткой технологов претендовать на единоличный контроль над процессом проектирования. «Эксперт» сосредотачивает все свои семь минут и сорок секунд на технических ограничениях, и критические ранние вопросы о пользователях, их целях и их ожиданиях никогда не задаются. Подход к проблемам клиента через технические возможности и ограничения непродуктивен и отвлекает от реальных вопросов.

Перевод технических знаний на повседневный язык — это самостоятельный навык.

Сложные вопросы сосредоточены на понимании и выяснении того, что на самом деле соответствует ожиданиям и потребностям пользователей. Технические решения, безусловно, включают в себя подробные обсуждения осуществимости, согласование графика и компромиссы между функциями, но это происходит позже. В конце концов, непоколебимое внимание к техническим ограничениям с первой встречи является причиной провала проекта в «Эксперте», а не вклад клиентов и руководства.

Второе напоминание, которое предлагает нам «Эксперт», касается критической важности языкового перевода. Создатели этого видео использовали легко объяснимую геометрическую невозможность, чтобы проиллюстрировать, насколько нелепо звучат запросы клиентов для технического эксперта и насколько странным кажется сценарий для экспертов, когда другие люди на встрече не могут понять, насколько непрактичными являются запросы.

Однако с точки зрения нетехнического клиента на таких встречах обычно происходит прямо противоположное. Клиенты начинают с запроса, который им кажется очень разумным. Затем технический эксперт использует сбивающий с толку технический жаргон, чтобы сообщить клиентам, что то, о чем они просят, явно не сработает. Технический эксперт не может поверить, насколько невежественны все присутствующие на собрании, и становится все более возбужденным. Клиенты не в состоянии расшифровать технический жаргон и воспринимают раздраженного эксперта как снисходительного и трудного.

Технические специалисты, не обученные ориентированным на пользователя подходам, часто сталкиваются с трудной задачей изложения технических реалий нетехническим людям. Когда вы становитесь техническим экспертом, проработав в какой-то области много лет, становится почти невозможно вспомнить, что было, когда вы не были экспертом. Реальность такова, что работа по переводу технических знаний на повседневный язык требует собственного умения и опыта. Понять свою аудиторию достаточно хорошо, чтобы использовать язык, который они могут понять, чтобы донести вашу информацию, непросто, и для этого требуются навыки, которые не приобретаются за ночь.

Двигаясь вперед

«Эксперт» снова напоминает нам о важности квалифицированных практиков UX в командах дизайнеров. Практики UX могут облегчить борьбу за власть, обеспечить пользователям и заинтересованным сторонам право голоса в процессе, поставить потребности пользователей на первое место и выполнять роль переводчика. Чем больше мы нормализуем идею о том, что клиенты делают необоснованные запросы и что часть искусства и навыков работы с UX состоит в том, чтобы ожидать и обрабатывать их, тем больше мы продвигаемся вперед как дисциплина.

Клиенты по понятным причинам (и неизменно) выносят на стол необоснованные запросы. Практики UX помогают доводить проекты до инновационных и креативных решений, которые радуют клиентов и их пользователей. Отговаривание клиентов от участия в беседе может показаться желательным в те дни, когда они настаивают на переключателях вместо флажков для списка с множественным выбором, но участие клиентов и пользователей в процессе является центральным для практики UX и имеет последствия, выходящие за рамки этих разочаровывающих действий. встречи и технологии, которые из них вытекают.