Содержание
Камни Ики из Перу и динозавры
Введение
Мифы существовали всегда. Не удивлюсь, если наши далекие выпрямленные предки научились связывать звуки в слова только для того, чтобы рассказывать соплеменникам о том «как оно было взаправду». Тысячелетия прошли, а люди какими были, такими и остались. Мы по-прежнему любим необычные истории, и не любим сложность. И науку не любим, за то, что сложная. Зато с легкостью тащим из нее общеизвестные факты, встраивая в современную мифологическую картину.
Примером такого популярного факта является существование динозавров. А не менее популярный миф – это совместное существование динозавров и людей.
И важную роль в этом мифе выполняют артефакты, известные как камни Ики, о которых и пойдет речь в этой статье.
Камни Ики, черные и не очень
Что представляют из себя камни Ики? Это андезитовая галька и крупные, окатанные водой, валуны, по большей части черного цвета, хотя есть серые, розовые, и даже белые. Габариты – от окатышей с ладошку до крупных каменюк весом в полтонны. Но средний размер где-то с арбуз.
Камни покрыты рисунками, которые как раз и являются предметом интереса сторонников альтернативного взгляда на историю планеты. Ибо на рисунках мы видим людей и динозавров в самых разных сюжетных композициях. Люди охотятся на динозавров, ездят на них верхом или сами становятся их жертвами. Помимо динозавров изображены и другие вымершие и здравствующие животные, какие-то подобия космических кораблей, хирургические операции, обряды, сцены из бытовой и сексуальной жизни. Количество камней впечатляет. Только в «Музее гравированных камней» города Ика их около 11 тысяч. А общее число артефактов в коллекциях музеев и частных лиц достигает 50 тысяч единиц.
Сторонники мифа любят говорить, что официальная наука обходит эти камни стороной. Мол, информация, которую они несут, способна разрушить хрупкое здание научных догматов и ложных представлений о прошлом. Поэтому ученые по своему обыкновению скрывают и замалчивают. И даже в путеводителях по Перу очень скудно сообщается о таком великом открытии. К слову – об этом как раз было написано в одном путеводителе.
Какие факты скрывают таинственные камни Ики? Какие неудобные вопросы они порождают и какую опасность несут науке? Давайте разбираться.
Факт первый, бросающийся в глаза
Собственно, само совместное изображение людей и динозавров. По сути, на этом можно было бы ставить точку. Но для тех, кто в домике и проспал последние 150 лет развития науки, напоминаем. Между последними динозаврами и первыми Homo (даже не сапиенсами) промежуток в 63 млн лет. Или около того. За палеогеновых динозавров возрастом 64,5 млн лет (есть пара находок) бьются как под стенами Трои. Так что контакты между людьми и динозаврами исключены в принципе. Кроме птиц, конечно – они тоже динозавры по современной классификации.
Факт второй, географический
Динозавры представлены только видами, известными в популярной литературе середины XX века. Зауроподы, трицератопсы, стегозавры, какие-то неопределенные двуногие хищники и травоядные. Если у нас сохранилась какая-то часть экосистем с мелового периода, то следовало бы ожидать местных, южноамериканских видов. А их нет. Цератопсы и стегозавры вообще в Южной Америке не водились. Причем стегозавры к концу мелового периода вымерли. Помимо завров есть еще разные млекопитающие с претензией на древность. Среди них попадаются лоси и… кенгуру. Они-то что забыли в Перу?
Факт третий, кроющийся в деталях
Ошибки. Предполагается, что авторы рисунков видели все это «в натуре». Тогда откуда такая великолепная безграмотность в изображениях? Зауроподы едят людей, люди делают кесарево сечение каким-то ящерам. Часть зауроподов несет на спине пластины, как у стегозавра. Но есть ошибки и другого рода. Динозавры изображены ровно так, как их изображали… опять же, в середине XX века. Хищники опираются на хвосты, зауроподы волочат свой хвост и изгибают шею буквой «S». Получается, мы сегодня знаем о динозаврах больше, чем авторы рисунков (что не удивительно).
Факт четвертый, фантастический
Остальные сюжеты по уровню бредовости совпадают с «динозавровой» темой. Невероятные хирургические операции выглядят неумело срисованными с анатомических атласов. Изображения звезд и космических кораблей в «детской манере». Карта Земли с материками Му и Атлантидой (!), которая с таким же успехом может быть рисунком блинчика, растекшегося по сковородке. Орнаменты и сюжеты бытовых сцен совпадают с керамикой культуры Наска, а точнее, с теми образцами, которые выставлены в музее города Ика.
Те, кто видит в камнях следы древней технологичной цивилизации, считают камни Ики эдакой библиотекой, посланием в будущее. Еще раз. Цивилизация, умеющая в космические полеты, хранит базу данных в виде разномастных камней с гравировкой. Закопанных неизвестно где. Почему неизвестно?
Факт пятый, таинственный
Места обнаружения камней Ики тщательно скрываются ото всех исследователей. При этом слухи об их находках очень разные. Одни говорят, что камни находят в каких-то до-инкских гробницах. Другие — в пещере, путь в которую засекречен и его знают лишь избранные. Третьи утверждают, что камни выкапывают на месте старого русла реки Ика. Полвека длятся находки загадочных камней. Накоплено уже 50 тысяч экземпляров. И никто не может точно сказать, откуда они берутся. Правда, если обратиться к архивам, археологам и историкам, картина получается интересней.
Отступление в историю
Андезитовые валуны с гравировкой находили в окрестностях Ики еще с XVI века. Редкие находки попадались археологам в XX веке. В незначительном количестве они присутствуют в захоронениях культур до-инкского периода. Вакерос (по-нашему черные копатели) действительно продавали такие камни в Перу буквально за гроши. И что самое интересное, никаких динозавров и космических кораблей на камнях не встречалось. Обычные сюжеты. Тут цветочек, там рыбка, здесь картофель сажают, там детей делают. Все как у всех. И так было до 1967 года, пока на сцену не вышел доктор Хавьер Кабрера.
Факт шестой, кому-то-выгодный
Вся история с камнями Ики зациклена на одном человеке. Доктор медицины Хавьер Кабрера купил у своего пациента камень, опознал на нем вымершую рыбу, и началось. Кабрера скупает все андезитовые камни с рисунками и формирует коллекцию. Именно Кабрера обнаруживает на камнях динозавров, космические корабли, хирургические операции и прочую аномальщину. Он пишет эссе на тему древней внеземной цивилизации, создавшей человека. В 1971 году Кабрера принимает в гостях Роберта Шарру. Шарру – соратник Эрика фон Дэникена на ниве поисков следов палеоконтактов и Атлантиды. В 1974 году Шарру выпускает книгу «Тайны Анд», ставшую бестселлером и принесшую мировую славу камням Ики. И их первооткрывателю, Хавьеру Кабрере, конечно. В 1996 году Кабрера открывает свой музей, которым сегодня заведует его сын. Совпадение? Не думаю.
Факт седьмой, количественный
Количество камней. То, на что напирают энтузиасты, считая, что такое количество камней нельзя изготовить. Ну да. А выкопать, значит, можно. Камней Ики официально – около 50 тысяч. Пятьдесят. Тысяч. Карл! В 1971 году их уже было тысяч двадцать. Это мы знаем от того же Шарру. Получается, первые 4 года к дому Кабреры было целое паломничество из бедных перуанских крестьян и скромных вакерос, приносивших по 14 камней в день. А потом «река обмелела» и стали приносить всего по 2-3 камушка. И весь этот движ продолжался в полной секретности 40 лет. Ну и если учесть размах, этих камней вокруг Ики должно быть как опилок за баней.
Факт восьмой, технологический
Техника изготовления. Андезит, на котором сделаны рисунки – относительно мягкая порода. Твердость по Моосу 6-7. То есть его можно гравировать с помощью обсидиановых инструментов и даже кости. Но в случае камней Ики все еще интересней. Потому что трасологическая экспертиза, проведенная советскими учеными, говорит об использовании технических средств, точнее, аппарата вроде бормашины. А эксперименты показывают, что за день не особо напрягаясь можно обработать пару-тройку средних камней. И даже патину, придающую камню старинный вид, можно создать, если обжигать его в печи вместе с навозом. Стилистика изображений универсальна, как если бы их изготовили в одной мастерской или по рисункам одного автора. И что характерно – чем больше камень, тем сложнее рисунок. Как будто изготовители не парились с поточным производством мелочевки, параллельно выполняя крупные серьезные проекты.
Факт девятый, экспертный
Научная экспертиза. То, чего, по уверениям «свидетелей камней», не было по причине боязливости официальной науки, проводилось не раз. Просто результаты не в пользу древнего происхождения камней Ики.
Этим занимались в разное время разные специалисты из СССР, США, Перу, Испании, Франции. Вердикт неизменно один – подделка.
Пожалуй, в качестве основного специалиста можно назвать Висенте Париса (Vicente Paris), потратившего на камни Ики 4 года своей жизни. Как результат – книга «Камни Ики – это обман» («Las piedras de Ica son un fraude», 1998 г), в которой он подробно описывает технологию нанесения изображений на камни и методы состаривания камней. На некоторых даже остались следы карандашных набросков, т. е. их делали по трафаретам.
Итог
Что у нас есть в сухом остатке?
— 50 тысяч камней, из которых около 25-30 тысяч составляют камни с аномальными рисунками.
— Вся эта аномальщина выполнена с особенностями, характерными для массовой культуры 50-60-х годов XX века.
— Много сюжетов на палеонтологическую и медицинскую тематику, с такими ошибками, которые может допустить тот, кто рисует «по мотивам», не разбираясь в предмете.
— Гравировка нанесена аппаратом вроде бормашины, по заранее сделанным рисункам. Существуют способы состарить камень, используя простые технологии.
— Место находок камней держится в тайне. Зато известен человек, являющийся посредником между наивными, чистыми душой перуанскими копателями и акулами черного рынка антиквариата.
— По случайному стечению обстоятельств этот человек имеет прямое отношение к медицине и является сторонником идей палеоконтакта.
— Совершенно случайно именно этот человек заметил аномальные рисунки, которые до него не находил никто. И количество находок загадочных камней тут же возросло до небес, а их поток стал стабильным, как производство сувениров на Черноморских курортах. И также внезапно поток иссяк со смертью этого посредника.
— Экспертные заключения ученых, опровергающие (внезапно!) подлинность камней Ики. Видимо, как всегда скрывают.
Заключение
Мифы существовали всегда. И всегда будут существовать люди, верящие в них наперекор фактам. Из туристической изюминки, забавных сувениров с картинками а-ля «древние индейские культуры Перу», камни Ики выросли в феномен мирового уровня, став одной из самых известных мистификаций. Разумеется, их сторонников никакие экспертизы не убедят в обмане. А для всех остальных камни Ики являются хорошим примером того, как легко ввести в заблуждение человека, не умеющего мыслить критически и не принимающего научную картину мира.
Камни Ики • Эрика Ефремова • Научная картинка дня на «Элементах» • Археология, История науки
На фотографии вы видите камень, изображающий битву людей и динозавров. Это один из камней Ики — коллекции валунов из андезита, на поверхности которых выгравированы сюжеты с древними обитателями Анд. Креационисты и противники эволюционной теории, такие как Карл Бо, любят ссылаться на эти камни как на доказательства того, что Земля имеет возраст несколько тысяч лет и люди на самом деле жили одновременно с динозаврами (см. Младоземельный креационизм).
Свое название коллекция получила в честь перуанского города Ика, где была найдена и до сих пор находится большая часть камней. Рисунки преимущественно изображают людей в индейской одежде, вымерших и современных животных. Среди сюжетов встречаются и вымышленные существа, которых часто изображают в качестве ездовых животных. Самые первые упоминания об этих камнях приписывают индейскому летописцу Хуану де Санта Крус Пачакути, который в XVI веке написал о находках камней с гравированными рисунками в местности Чинчаюнга (Chinchayunga, департамент Ика), но подробного описания этих находок нет.
В 1966 году ректор Национального инженерного университета (Перу) Сантьяго Агурто Калво (Santiago Agurto Calvo, 1921–2010) вместе с местными археологами занимался раскопками доиспанских погребений Max Uhke и Tomaluz окрестностях Окукахе (Ocucaje), где и нашел первые известные камни Ики. Один из камней был украшен с одной стороны изображением птицы с расправленными в полете крыльями и зажатым в когтях кукурузным початком, а с другой — орнаментом, похожим на звезду (см. статью S. A. Calvo, 1966. “Las Piedras Magicas de Ocucaje” в приложении к лимской газете “El Comercio”, 11 декабря 1966 года). Ни о каких изображениях доисторических животных на этих камнях в статье не упоминается. Калво и братья Карлос и Пабло Сольте впоследствии стали первыми официальными коллекционерами камней Ики и начали не только искать их, но и скупать у местных торговцев. Вскоре коллекционеров стало больше, и камни Ики начали продавать на черном рынке.
Международную известность камни Ики приобрели благодаря деятельности профессора медицины доктора Хавьера Кабреры (Javier Cabrera Darquea, 1924–2001), потомка испанского конкистадора, который в 1563 году основал город Ика. Доктор посвятил валунам всю свою жизнь, истратив почти все состояние на приобретение «древностей», которые, по свидетельству продавцов, находили при сельскохозяйственных работах. Но никаких научных задокументированных свидетельств тому нет. В городе Ика до сих пор действует так называемый Научный музей Хавьера Кабрера (Museo Científico Javier Cabrera), в котором насчитывается около 15 000 экземпляров камней. В своих исследованиях Доктор Кабрера выявил целый ряд закономерностей в системе изображений, чему посвящена его книга «The Message of the Engraved Stones of Ica». Кабрера пришел к выводу, что все основные мотивы образуют отдельные серии. Каждая тема развертывается в серию, которая может содержать от 6–8 до 200 камней. По мере развития сюжета в теме меняется размер камней (в сторону увеличения) и даже техника нанесения изображения. Простые сюжеты выполняются методом гравировки, а более сложные (в рамках той же темы) — в технике барельефа. По мнению Хавьера Кабреры, это были «каменные послания», в которых кроются данные о неизбежности глобальной катастрофы. Современники доктора считали его чудаком и выдумщиком, о чем пишут и многие исследователи проблемы камней Ики, например Андрей Жуков в своей книге «Камни Ики. Послание невозможной цивилизации».
Сейчас доказано, что камни Ики — мистификация. Вполне возможно, что первые находки были подлинные, однако затем их популярность среди туристов и коллекционеров привела к огромной волне изготовления подделок. В 1975 году в перуанской печати появилась статья о ремесленной мастерской близ города Ика, где изготавливались такие камни. По признанию местных жителей, они наносили гравировку на валуны, так как знали заинтересованность Кабреры в покупке камней; на этой почве образовывался целый «народный промысел». Современные мастера до сих пор изготавливают «камни Ики», сохраняя стилистическую особенность коллекции Кабреры.
История камней Ики — далеко не единственный пример мистификаций, вводивших в заблуждение исследователей. Похожее случалось и раньше, например известные Окаменелости Беренгера — гравированные камни XVIII века.
Фото с сайта museodepiedrasgrabadasdeica.com.pe.
См. также о камнях Ики:
1) А. Соколов, 2015. Мифы об эволюции человека.
2) Уж если пересматривать историю, то с фактами в руках, «Наука и жизнь», № 5, 1976.
3) Загадка камней Ики: научная сенсация или мистификация? «Наука и жизнь», № 5, 1976.
4) Андрей Жуков, 2011. «Камни Ики. Послание невозможной цивилизации».
Эрика Ефремова
3
Показать комментарии (3)
Свернуть комментарии (3)
stiv
17.03.2017 11:10Ответить
Как бы все было так просто… В Перу музей Хавьера Кабрера называют научным, а автор статьи посчитала его «так называемым». И выходит, что археологи Перу менее компетентны, чем Эрика? Почему бы не упомянуть, что зауроподовые вначале были изображены с спинным гребнем именно на камнях Ики? И только потом современные палеонтологи пришли к тому же мнению? Почему не говорится о патине? «Солнечном загаре» как на поверхности камня, так и в линиях рисунков? Ведь это как раз свидетельствует о древности изделия. Что материалом камней является андезит, который процарапать проволокой это сверхзадача? Что есть камни, на которых изображение выступает, за счет снятия основного массива камни на несколько мм? И это объясняют работой деревенских мастеров… которые обменивали камни фактически на кусок хлеба! На хлеб денег не было, а на современное камнеобрабатывающее оборудование нашли? Ну не сходятся концы с концами же…
Да, конечно, есть подделки и древние, и современные. Но есть и древние изделия, которые выкапывают и по сей день. Вполне объяснимо, почему археологи США дали именно такое заключение о камнях Ики. И так они с трудом отстраняются от обвинений в уничтожении культуры аборигенов, а тут еще оказывается, что культура могла быть весьма развитой…Ответить
niou
20.03.2017 09:28
Ответить
Как жаль, что дымковская игрушка еще не нашла своего Кабреру, и Деньшин в свое время ограничился стандартизацией процесса!. . Ведь «уточка-крылатка» и уточка-свистулька вполне могут быть истолкованы как изображения гадрозавров, на которых они похожи в той же мере, что и на уток. Глиняные шарики с бренчалкой внутри могут символизировать пресловутый метеорит… А «индюк» с пресловутой «ж… палкой», как ее называют мастерицы… сколько может быть сенсационных толкований!
Народное искусство, знаете ли, весьма условно, кроме того, оно очень чутко следует за коммерческим спросом…
Ответить
Написать комментарий
фотографий iki на Flickr | Фликр
Ики♥
от ♥ ᴀɴɴᴀ ʙᴀɴᴀɴᴀ ♥
145
Mesh Head — LeLUTKA — Avalon Head 3.1
Hair — DOUX — Iki Hairstyle [BASIC PACK] + [DELUXE HUD]
Боди — MILOTA — Darina Bodysuit [Fat Pack] ★Распродажа Happy Weekend★
Шорты — MILOTA Darina Shorts [Fat Pack] ★Распродажа на выходных★
тени
от ღBunny ღ
182
песня, которая легла в основу этой картины —
www. youtube.com/watch?v=8bVJJyMlEhI
Goldeneye — Tina Turner (полная версия)
Wearing
Жестокое соблазнение — берет Iki’s Look ( Черный)
DOUX — Прическа Зои [
GENUS Project — Голова рода
[Glam Affair] Nyu Applier [Genus ] 005-09
Violent Seduction — Iki’s Look Dress
Violent Seduction — Iki’s Look Bag
Пистолет-бабочка ALTAIR* .черный.
Сцена
WeArH0uSE [платформа] Фон
ionic : Часы на вокзале
21 — DRD — AE — Вагон поезда — 4-местная скамья
Мускатный орех. Старые чемоданы розового цвета
8f8 — неожиданное путешествие — тележка для багажа All My Stuff
2 — DRD — AE — Arcade Express — конец вагона — РЕДКИЙ
секции железнодорожных путей
ionic : дымоходы и антенны на крыше
|| отмечен, и мне это нравится ||
Ширалей Хексем
124
Ики стерва, и я даже не злюсь на это. ..
|| спонсируется ||
♡ глициния . вкладыш аруна | главный магазин
♡ божья коровка . глаза селестии | главный магазин
♡ харадзюку | событие
♡ событие проходит янв. 20 фев. 10
♡ божья коровка. блеск для губ | главный магазин
♡ харадзюку | событие
♡ событие проходит янв. 20 фев. 10
♡ глициния . melina перевернутые тени для век cateye | главный магазин
♡ нефекалум татуировки . ночь | магазин
♡ полуночный заказ | событие
♡ событие проходит янв. 20 фев. 10
♡ насильственное соблазнение . помеченный наряд | mainstore
♡ уютный фестиваль пятьдесят линден fridays | событие
♡ событие проходит янв. 14 фев. 4
♡ доставить . ноа беспорядок и журнальный столик | главный магазин
♡ уютный фестиваль пятьдесят липы fridays | событие
♡ событие проходит янв. 14 фев. 4
|| другие ||
♡ конфета. Layla Hair @ kustom9
♡ царствование . эластичная резинка bubbleyum
♡ пожалуйста, отправьте мне сообщение на flickr или в мире (shyralei.hexem), если вы хотите узнать о чем-либо, чего нет в списке.
Нижний Вайлуа Ики
Патрик Пенна
56
Ики
по секлорум
252
Ики тэ кандзиру
от ayako.takahashi75
42
Ики
ByrneDarkly Казалет
43
Стиль Тартист Здесь
Ики
на ℕ. ♡
36
Somos lo que elegimos ser.
Килауэа Ики
Кен С Три
19
Мне не хватило этого вида. Тропа разрушения в HVNP ведет к этому захватывающему виду на Килауэа-Ики.
ИКИ АРКАДАШ
Эралп Эге КОСКУНТУНА
203
Copyright © Eralp Ege COSKUNTUNA
Ики Ики Эли
от CatPats
8
Сегодня прибыл мой новый Илай.
Килауэа Ики
Кен С Три
17
Уличный стиль
Биб Бланки
159
Токио Лето 2016
Килауэа Ики
Джим Сомсел
15
садеце ики
от алемдага
129
Мечта Кейки
Морган Маассен
194
красота приходит через ke’iki…
Кратер Килауэа Ики
Чак Ким
16
Национальный парк Гавайских вулканов, остров Гавайи, Гавайи. Килауэа Ики находится к югу от Халема’ума’у. Над высоким гребнем справа находится снежная вершина Мауна-Кеа, а спуск вверх влево ведет к вершине Мауна-Лоа.
ИКИ
СЁМУ САПИЕНС
2
Terceatelo en wena
В-ики
Фото: ewa_cwikla
166
53
от Нурры
2
В-ики
Фото: ewa_cwikla
106
Тропа Килауэа Ики
Джо Марконе (более 5 миллионов просмотров)
6
Ики Ики Барби и Эли
от CatPats
1
Японская версия драматической новой живой Барби. Тон кожи и волосы. Текстура отличается от тайваньской Барби.
Ики Хиёри
Чии Мун
16
Указатель
от Сат Сью
90
в Тацуносима
Кейки
автор © КристофорГ
54
View Big On Black
Мы надеемся, что несколько недель назад большую часть этого песка высосет 18-футовая волна
Кратер Килауэаики
Александр Приходько
17
50 лет
Ики Кафадар
Тулай Эмекли
23
Два родственных духа
Ики Ики Эли
от CatPats
12
ики
ТУРУНКУ БАРАКА
19
Ики Майко
Макото-сан (Лав Маюха)
42
Майко Кимика из Миягава-тё.
щетина
Ремус Бока
3
жажда
Чудесная зеленая сцена
Зуди Сусанто
13
Гарут, Западная Ява
Ики Кафадар
Фатих
12
похоики
от _nimz
31
Похоики
Большой остров, Гавайи
Fujicolor Superia
Canon Renew XS
Килауэа ики
Хит Каяндиг
22
Ранний утренний переход через кратер.
写真で見る「いき」
по Израилю.
49
Основной набор для рисования, цветные карандаши. Снято для группы flickr, (Ики) я
чувствую, что это очень простая композиция с повторяющимися формами, то есть
интересен своей простотой. В битве со станцией Накано за мой самый любимый образ.
Ке Ики Закат
j e f f f u j i m o t o
24
Лоно-ики-авеалоха
Джеймс Рэй
7
Национальный исторический парк Пуухонуа-о-Хонаунау
«Бог любви», упоминаемый в oli (традиционное пение) и moʽoʽōlelo (рассказы), такие как легенда о Камапуаа; Лоно-ики-авеавилоха — это «стремление к любви» и символизирует сострадание, необходимое для целостных практик исцеления и хоопонопоно (восстановления баланса), которые имели место в Пухонуа-о-Хонаунау — NPS
辰ノ島(остров Ики)
Хидэаки Эдо
20
Мой родной город, остров Ики Япония
Пляж Кеики
Дон Либби
23
W-ики
Фото: ewa_cwikla
127
Ики Алем
Зеки Озтюрк
10
. . (неден ики нокта)
Захиде Кылыч
5
çünkü
ilim bir nokta idi
onu ‘cahil’ler çoğalttı..
Ики II
ByrneDarkly Казалет
24
Стиль Тартист Здесь
Ики Япрак…
Алев Башаран
4
Сёзлер, Япрак…
bazı sözler karanlıkta söylenir, diyorum uykularımın birinde
bazı sözler hiçbir zaman, diyorum kendi sesime uyanırken
bazızırken ylenir
bazı sözler hiçbir zaman
diyorum armaların birinde
öyledir, iki yani ağaçlı yollar, arasından
geçip gitmektir şiir
ağaçla, yolla, ne tarafa
ve hangi zaman
imgenin şiddetiyle çoğalır anlam
2 parçalana parçalana
geçtiğimiz yollardan
onca yaprak düşer
birkaç şiir kalır yalnızca
0danğ
o derin 2
Кенди Сесимизе Уяндыгымиз Рюяларда
Муратан Мунган
ики
от шоувала
1
ики
Эда Эмирдаг
22
Водопад Вайлуа Ики
Марко Ставрик
15
Фотография водопада Вайлуа Ики во время дождя
Тропа Килауэа Ики
Дэвид МакСпадден
7
1959 Извержение Килауэа Ики | Геологическая служба США
Извержение кратера Килауэа-Ики в 1959 году было относительно недолгим событием (с 14 ноября по 20 декабря 1959 года) и породило одни из самых впечатляющих лавовых фонтанов Килауэа 20-го века. Что наиболее важно, извержение предоставило некоторые из первых поддающихся измерению данных о системе магматических резервуаров в Килауэа. Читать полностью «Хронологическое повествование 1959-60 извержение вулкана Килауэа, Гавайи» здесь.
Источники/использование: общественное достояние.
Трещины извергаются в Килауэа-Ики 14 ноября 1959 года, в 22:30, вулкан Килауэа, Гавайи. (Всеобщее достояние.)
Лавовый фонтан достиг высоты 320 м (1050 футов), поскольку выброс лавы увеличился во время первого эпизода извержения Килауэа Ики. Фонтан лавы образовал лавовое озеро в кратере. Вулкан Килауэа, Гавайи. (Общественное достояние.)
Рой землетрясений и наклон вершины предшествуют извержению.
За три месяца до извержения вулкана Килауэа-Ики, между 14 и 19 августа 1959 года, сейсмографы Гавайской вулканической обсерватории зафиксировали серию глубоких землетрясений. Землетрясения произошли примерно в 55 км (35 миль) ниже вулкана. К октябрю исследования наклона кальдеры с использованием новой сети наклономеров с водяными трубками показали, что водохранилище на вершине Килауэа начало наполняться новой магмой. Позже ученые пришли к выводу, что магма начала свое восхождение во время августовского роя примерно с 55 км (35 миль) ниже вулкана.
Еще одна серия землетрясений — мелких мелких событий под кальдерой — началась в середине сентября возле кратера Халема’ума’у. К 1 ноября в день регистрировалось более 1000 крошечных землетрясений. Ученые провели еще одно исследование наклона кальдеры во вторую неделю ноября и обнаружили, что она набухает как минимум в три раза быстрее, чем в предыдущие месяцы. Магма двигалась в резервуар на вершине с высокой скоростью.
Во второй половине дня 14 ноября землетрясения под кальдерой внезапно увеличились примерно в десять раз как по количеству, так и по силе. В течение пяти часов весь район вершины Килауэа сотрясался, когда сейсмические толчки сигнализировали о том, что магма продвигается из резервуара на вершине к поверхности.
Извержение начинается с линии фонтанов лавы, которая сужается до единственного отверстия.
Извергающаяся трещина из небольших лавовых фонтанов пробила южную стену кратера Килауэа Ики в 20:08. К 21:30 система трещин достигла 900 м (985 ярдов) в длину, а фонтаны выросли с 15 до 30 м (от 50 до 100 футов) в высоту. Лава стекала по крутым лесистым склонам примерно на 100 м (330 футов) на дно кратера, где она скапливалась в растущем пруду с лавой.
В первые 24 часа активность уменьшилась, а затем, в конечном счете, прекратилась в самых отдаленных жерлах трещин. К ночи 15 ноября активным оставалось только одно отверстие на западной стороне трещины. По мере того, как лавовые фонтаны вдоль трещин прекращались, объем лавы, извергаемой из единственного отверстия, увеличивался, а высота фонтана к 16 ноября достигала 60 м (200 футов)9.0003
Лавовый фонтан извергается из основания конуса Пуу Пуаи и питает лавовое озеро в кратере Килауэа Ики во время 8-го эпизода, как раз перед тем, как лавовое озеро заполнится до самого глубокого уровня. Вулкан Килауэа, Гавайи. (Общественное достояние.)
Повышенная скорость извержения образует шлаковый конус и глубокое лавовое озеро.
К раннему утру 17 ноября пепел, брызги и пемза (тефра) из растущего лавового фонтана падали на южный край кратера Килауэа Ики, с подветренной (подветренной) стороны кратера. Падающие фрагменты начали формировать новый шлаковый конус, который в конечном итоге получил название Пуу Пуаи (хлынувший холм). Тефра и лава из фонтана также питали постоянно углубляющееся лавовое озеро в кратере Килауэа-Ики. В течение следующих пяти дней высота лавовых фонтанов колебалась от 200 до 300 м (от 650 до 980 футов) с максимальной высотой фонтана 380 м (1247 футов).
21 ноября уровень озера поднялся выше жерла, поэтому фонтану пришлось пробить более метра (ярда) вышележащей лавы, прежде чем выстрелить в небо. В 19:25 21 ноября без какого-либо явного предупреждения фонтан уменьшился с высоты 210 м (690 футов) до нескольких пузырьков газа менее чем за 40 секунд. Закончился первый и самый продолжительный из 17 взрывных эпизодов. В конце первого эпизода объем лавового озера составлял почти 31 миллион кубических метров (около 40 миллионов кубических ярдов) — достаточно, чтобы заполнить 12 400 бассейнов олимпийского размера. Когда фонтан закончился, лава из 9Озеро глубиной 8 м (320 футов) начало стекать обратно в жерло. Дренаж прекратился, когда лавовое озеро достигло уровня жерла.
Лава стекает обратно в жерло после последнего эпизода фонтанирования лавы, Килауэа Ики, вулкан Килауэа, Гавайи. (Общественное достояние.)
Глубина лавового озера и высота фонтана колеблются в течение следующих 16 эпизодов.
Следующие 16 эпизодов были похожи на первые, за исключением меньшего объема изверженной лавы и меньшей продолжительности. Фонтанная лава добавила тефру к конусу Пуу-Пуаи и скопилась в лавовом озере, которое в конечном итоге перекрыло жерло. Когда лава покрывала отверстие, высота фонтана обычно сильно колебалась, прежде чем полностью остановиться. В конце нескольких эпизодов лава начала течь обратно в вентиляционное отверстие, хотя фонтан продолжал работать. Во время осушения лавового озера огромные плиты озерной коры затягивались в жерло, иногда образуя над ним гигантский водоворот против часовой стрелки.
Основные моменты извержения:
- Большие участки крутого неустойчивого склона Пу’у-Пуаи время от времени соскальзывали в жерло или озеро. Некоторые части конуса были сплавлены на несколько сотен метров (ярдов) на восток по озеру, где сегодня они образуют топографические возвышенности («острова») над поверхностью остывшего озера.
- 17 декабря в 15 эпизоде были созданы лавовые фонтаны высотой примерно 580 м (1 900 футов), что является самым высоким показателем на Гавайях в 20 веке.
905:31 Наибольшее количество брызг и пемзы образовалось во время 3-го эпизода. Примерно в 900 м (2950 футов) к югу от жерла около 75 см (30 дюймов) тефры было добавлено к 25 см (10 дюймов), установленным в эпизодах 1 и 2.