Хайнц мак: Художник-авангардист Хайнц Мак – футурист немецкого часа ноль

Художник-авангардист Хайнц Мак – футурист немецкого часа ноль

Ноль – это переход к неизвестному новому

После капитуляции нацистской Германии во Второй мировой войне в стране настал знаменитый «час ноль» – прошлое обнулилось, а новое еще только предстояло создать заново. В 1958 году в Германии появляется необычное творческое объединение – группа ZERO. Ее основатели – молодые авангардисты Отто Пине (Otto Piene), Гюнтер Юккер (Günther Uecker) и Хайнц Мак (Heinz Mack).

«Ноль – это тишина. Ноль – это начало», – писали они в своем манифесте. Художники хотели начать с нуля, придумать абсолютно новое искусство для новой страны. Группа ZERO бунтовала против консерватизма молодой германской республики, пребывавшей в своей послевоенной травме. «В нашем понимании ноль – это обозначение зоны молчания и новых возможностей, но не как нигилизм или дадаизм. Мы сравнивали это с последним отсчетом перед запуском ракеты. Ноль – это территория, которую нельзя измерить, в которой происходит переход от старого к неизвестному новому…», – писали художники.

«Я не стесняюсь делать вещи, которые красивы»

Хайнц Мак родился в 1931 году, а после окончания Второй мировой войны всерьез увлекся фотографией – благодаря своему дяде, у которого была фотокамера Leica. Мак поступает в Академию художеств в Дюссельдорфе, а параллельно также изучает философию.

После учебы художник арендует ателье в Дюссельдорфе, где начинает много экспериментировать. Он делает выбор в пользу новых нетрадиционных материалов – таких как вода, огонь, свет и воздух, а также движение арт-объектов в пространстве. Но главным элементом его творчества становится свет. «Свет – это номер один для меня. Я не могу представить свой мир без цвета, он играет для меня важную роль. Но свет – это тема всей моей жизни», – говорит художник.

Критики неоднократно упрекали его работы в излишней «красивости». «Я признаю тот факт, что вещи могут быть красивыми. И я не стесняюсь делать вещи, которые красивы», – возражал художник.

Лэнд-арт в пустыне Сахара

Особый интерес для Мака всегда представляло исследование света в его естественной среде – далеко от цивилизации и жизни человека. Самой известной работой Хайнца Мака стал проект «Сахара», ради которого он отправился в путешествие по пустыне Сахара. Мак стал первым художником в Европе, который стал работать в стиле лэнд-арт – направлением в искусстве, в котором произведение художника напрямую связано с окружающим его природным ландшафтом.

В пустыне Сахара Мак предстал в образе астронавта на далекой планете с огромным серебристым флагом, воздвиг в песках огромные конструкции, как, например, зеркальные инсталляции, снимал рельефы пустыни, светотени мистической Африки.

В 1976 году ради своего нового художественного проекта Хайнц Мак отправляется в Арктику. В портфолио его работ помимо песчаных дюн добавляются инсталляции с плавающим в водах Арктики оргстеклом, световыми цветами и огромными ледяными кристаллами.

Искусство – это та же еда

В 1980-х годах Хайнц Мак получил несколько государственных заказов, создав, например, монумент «Columne pro caelo» на площади Ронкалли в Кёльне, а также художественно оформив площадь Немецкого Объединения в Дюссельдорфе в 1989.

Несмотря на почтенный возраст художник и сейчас каждый день работает в своем ателье. Его работы продаются по всему миру за рекордные суммы. Несколько недель назад во Дворце искусств в Дюссельдорфе открылась выставка ранних работ Хайнца Мака, но из-за ограничительных мер, вызванных пандемией коронавирусной инфекции, музей еще остается закрытым. Сегодня его авангардное искусство уже стало классикой. На открытии экспозиции художник присутствовал лично – в пустынном музее кроме него было только несколько сотрудников. Отказаться от открытия выставки или перенести ее он не захотел: «Нельзя отказываться от искусства. Искусство – это та же еда».

Ирина Михайлина

Хайнц Мак (нем. Heinz Mack; 8 марта 1931, Лоллар, Германия) — немецкий художник, представитель оп-арта и кинетического искусства. — Ёптель

Хайнц Мак родился 8 марта 1931 в городе Лолларе в немецкой земле Гессен. В 1949 он переехал в Дюссельдорф, где изучал живопись в Государственной художественной академии с 1950 по 1953 год. Хайнц Мак также получил степень по философии в Университете Кельна в 1956 году, в том же году начал изучать проблемы движения и света. С 1956 по 1958 год художник разрабатывал световые рельефы и световые кинетические конструкции — работы, сделанные из полированного металла, который вибрировал и отражал цвета окружения.
Хайнц Мак разработал теорию «динамических структур», которую впервые представил в 1958 в похожем на манифест эссе «Die Ruhe der Unruhe» («Покой беспокойства»), опубликованном в первом выпуске журнала Zero.
Первая персональная выставка художника прошла в Галерее Шмела в Дюссельдорфе в 1957. В 1957—1958 вместе с Отто Пине создал группу Зеро, в которую вошли Гюнтер Юккер, Ив Кляйн, Жан Тенгели и другие.
Обычно в работах Мака использовался полированный алюминий, стекло или пластик. При помощи электрического двигателя обеспечивалось нерегулярное движение, которое вызывало игру отраженного света. Мак использовали многие другие виды материалов, его работы включали скульптуры с использованием воды и ветра. С 1968 он также занимался сценическим дизайном.
Хайнц Мак отказался от цвета в живописи в 1958, с тех пор создавал черные или белые холсты. В 1958 он начал разрабатывать свой Проект Сахара, работу, связанную с окружающей средой, включающей предложение о размещении конструкций в пустыне и в Арктике.
Первая персональная выставка художника в Париже состоялась в 1959 в Галерее Iris Clert. С 1960 он создал большое количество работ архитектурного масштаба; среди прочего — две водяные стены для госпиталя в Диурбеле, Сенегал, световую карусель для Городского музея в Амстердаме (Stedelijk Museum) и работу для Expo 70, Осака.
В 1962 художник создал фильм «OxO=Kunst». Хайнц Мак жил в Нью-Йорке в 1965—1966, его первая персональная выставка в США прошла в Галерее Howard Wise в Нью-Йорке в 1966. В следующем году был опубликован журнал-каталог художника «Mackazin».
Крупные международные выставки, в которых Мак участвовал, включают Документу в Касселе в 1964, Венецианскую биеннале в 1970. В 1976 вместе с фотографом Томасом Хопкером художник создал скульптурные сады в Сахаре и в Гренландии. Фотографии этих эфемерных работ были опубликованы в «Sculpture Safari» в 1977.
В начале 1980-х он получил несколько государственных заказов, таких как «Columne pro caelo», построенной на площади Ронкалли в Кельне в 1985, дизайн площади Немецкого Объединения в Дюссельдорфе в 1989.
По прошествии 27 лет, Мак снова начал заниматься живописью в девяностые годы, создавая большие картины, которые он назвал «Хроматические Созвездия» (Chromatic Constellations). Он создал рисунки к книге стихов Гете (1999), а в 2003 закончил рисунки к текстам Al-Ghasali, персидского философа двенадцатого века.

Источник

 

Хайнц Мак | Nara Roesler

На протяжении всей своей карьеры Хайнц Мак (Лоллар, Германия, 1931 г.) постоянно создавал новаторские художественные произведения, отмеченные исследованиями света, темпоральности и движения, которые приняли форму крупных инсталляций, а также скульптур, картин и работает на бумаге. Мак начал свою карьеру в 1950-х годах, вместе с Отто Пиене в 1957 году основав группу ZERO (1957-1966), а затем объединил усилия с Гюнтером Юкером в 1961 году с целью создания пространства, лишенного ранее существовавших структур, для новых возможностей. и начинает проявляться. Мак был также в тесном контакте с художником Ивом Кляйном, с которым он подружился и много раз сотрудничал, и который познакомил его с Жаном Тэнгли, открыв для себя вселенную экспериментов, которые легли в основу его собственного поиска эстетической чистоты, стремления к существенному , непосредственная работа. Мак, в частности, писал: «Цель состоит в том, чтобы достичь чистой, грандиозной, объективной ясности, свободной от романтического, произвольно индивидуального выражения. В своей работе я исследую и стремлюсь к структурным явлениям, строгую логику которых я прерываю или расширяю посредством алеаторических вмешательств, которые есть случайные события».

 

Творчество Хайнца Мака характеризуется разрушительным взаимодействием со светом и способами, которыми он воздействует на движение, пространство и цвет. С этой идеей, лежащей в основе его практики, художник тщательно и проницательно разработал многогранную работу, которая периодически открывала новые горизонты в сфере искусства.

 

избранные персональные выставки

Taten Des Lichts: Mack & Goethe, Goethe-Museum, Дюссельдорф, Германия (2018)

Хайнц Мак – Время от времени. Живопись и скульптура, 1994-2016, Дворец Шенборн-Баттяни, Вена, Австрия (2016)

Мак – Просто свет и цвет, Музей Сакипа Сабанчи, Стамбул, Турция (2016)

Хайнц Мак – Свет моих цветов, Музей Ульма, Ульм, Германия (2015)

Мак – Язык моей руки, Museum Kunstpalast, Дюссельдорф, Германия (2011)

Хайнц Мак – Licht der ZERO-Zeit, Ludwig Museum im Deutschherrenhaus, Кобленц, Германия (2009)

 

избранные групповые выставки

Небо как студия – Ив Кляйн и его современники, Центр Помпиду, Мец, Франция (2021)

Visual Play, Музей Вильгельма Хака, Людвигсхафен, Германия (2018)

Новое начало

: Между жестами и геометрией, Коллекция Джорджа Эконому, Афины, Греция (2016)

Лицом к лицу с будущим. Искусство в Европе, 1945-68, Дворец изящных искусств, Брюссель, Бельгия (2016)

ZERO: Let Us Explore the Stars, Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды (2015)

ZERO: Countdown to Tomorrow, 1950-60-е, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк

Йорк, США (2015)

35-я Венецианская биеннале, Венеция, Италия (1970)

 

1

2

Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, США

Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция

Музей и сад скульптур Хиршхорна, Вашингтон, округ Колумбия, США

Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк, США

Соломон Р. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк, США

Тейт, Лондон, Великобритания

 

 

Хайнц Мак — Художники — Moeller Fine Art

Художник

Назад

Хайнц Мак (р. 1931), чья скульптура исследует эффекты света, отражения и движения, изучал живопись в Дюссельдорфской академии художеств с 1950 по 1953 год, а затем в 1956 году получил степень по философии в Кельнском университете. художник и учитель рисования, а с 1956 года создал серию монохромных картин с параллельными линиями белого или черного цвета. В 19В 58 году он создал свои первые световые рельефы и световые кубы из полированного алюминия, исследуя эффекты свечения, отражения и движения. Вместе с Отто Пиене Мак также основал влиятельную группу Zero в 1957 году. Крупномасштабные работы Мака включают комнату света и движения для Немецкой промышленной выставки 1970 года в Берлине , а также монументальный проект по размещению световых колонн в пустыне Сахара. Художник живет и работает в Дюссельдорфе.

 

1931

Хайнц Мак родился в Лолларе, Гессен, Германия.

1949

Переезжает в Дюссельдорф.

1950-53

Учится в Национальной академии художеств в Дюссельдорфе.

1955

Впервые путешествует по пустыне Сахара.

1956

Изучает философию в Кёльнском университете.

1956-58

Создает монохромные картины.

1957

Вместе с Отто Пиене и Гюнтером Юкером основал группу художников ZERO. Его первая персональная выставка проходит в Galerie Schmela, Дюссельдорф.

1958

Участвует в Documenta в Касселе. Исполняет свои первые световые рельефы. Знакомится с Кляйном и Тэнгли. Начало производства Динамических структур .

1959

Начинает делать моторизованные рельефы.

1962-68

Путешествия по Алжиру.

1964-66

Живет и работает в Нью-Йорке.

1965

Выигрывает первый приз за скульптуру на Парижской биеннале.

1966

Последняя групповая выставка ZERO проходит в Бонне, Германия, перед тем, как группа распадается.

1970

Преподает в Осаке, Япония. Становится членом Академии изящных искусств в Берлине. Представляет Западную Германию на Венецианской биеннале.

1970-е

Начинает делать трафаретные отпечатки с изображением своих основных мотивов.