Nft портреты: Что такое NFT и почему они приносят миллионы

Содержание

NFT, портрет собаки и береза с мантрами: что покупают молодые коллекционеры

В 2022 году покупатели моложе сорока лет в Азии, США и Европе стали одной из важнейших движущих сил аукционного рынка. Forbes Life поговорил с российскими молодыми коллекционерами современного искусства о том, что за работы они покупают сейчас и зачем

Весной 2022 года Forbes Life задал галеристам-участникам Ассоциации галерей (AGA) вопросы о том, как будет существовать арт-рынок в России в изменившихся условиях, кто будет коллекционировать современное искусство. Дмитрий Ханкин, сооснователь галереи «Триумф», тогда ответил, что придется «вновь учить людей покупать хорошее искусство — возможно, новых людей».

Пока за стеной культурной изоляции российский арт-рынок борется за выживание, «новые люди» моложе сорока лет в Азии, США и Европе в 2022 году стали одной из важнейших движущих сил аукционного рынка. Этот тренд  Artprice определил как «ультрасовременное искусство» (U-C art): молодые активно покупают молодых. Основные продажи идут на аукционах Нью-Йорка, Лондона и Гонконга. Например, среди покупателей Sotheby’s в Гонконге больше 40% — поколения Y и Z.

Forbes Life поговорил с российскими молодыми коллекционерами о том, как они начали покупать первые работы, что мотивирует их вкладывать деньги в современных художников и как они распоряжаются своими коллекциями. 

Полина Бондарева, основатель школы Masters

По первому образованию я юрист, а в классическое искусство пришла из современного. За 15 лет с помощью моей подруги,  галериста Марины Гисич, я не только узнала мир международных ярмарок, биеннале и современных художников, но и сформировала внушительную коллекцию.

Полина Бондарева (Фото DR)

Первые работы я покупала в галерее Марины и в галереях Питера. А с переездом в Москву стала активно коллекционировать не только питерских художников, но и Евгения Антуфьева, Тимофея Радю, Данини. В Masters я тоже стараюсь показывать то искусство, которое сейчас представляют главные галереи России. 

Материал по теме

Сначала я ориентировалась в основном на мнение своих проводников-галеристов, на ярмарки современного искусства, выбирала работы с провенансом. Теперь мне интереснее искать самой и открывать новые имена, начиная с классической живописи. Я стала больше интересоваться инсталляциями, видеообъектами. Недавно купила металлические плиты с признаниями в любви Лизы Бобковой и пиксельные пластификации Вани Тузова на тему Бородинского сражения на всю стену.

Еще купила березу с мантрами высотой под два метра Федора Хиросигэ, которая сейчас занимает почетное место в нашей гостиной в Москве. Но это не мешает мне собирать и вполне традиционное искусство. Обожаю работы Кирилла Челушкина, Григория Майофиса, Виталия Пушницкого и Леры Набиру. Наша московская квартира теперь пополняется быстрее, чем петербургская, и все сегодня меня больше привлекает медиаискусство, когда есть возможность хранить файлы на компьютере, — неоспоримое преимущество перед классикой. Хотя мне хотелось владеть произведениями таких авторов, как Пепперштейн и Кабаков.

Федор Хиросигэ. Sanctuarium studies. 2022 (Фото DR)

 Одна из моих удач как коллекционера — продажа картины Григория Майофиса на 40-50% дороже, чем я приобретала ее. Также считаю огромной удачей покупку большой вышивки Евгения Антуфьева, сейчас цены на его работы такого размера возросли вдвое.

Из забавных эпизодов помню, как на одной из первых ярмарок Cosmoscow увидела пластификацию работы Тимы Ради «Эй ты, люби меня», а когда переехала в Москву, случайно нашла его последнюю работу в галерее «Тираж». Теперь эта работа символизирует для меня переезд в Москву и воспринимается как памятный трофей.

Михаэль Джерлис, основатель компании EMCD Tech

Я собираю NFT-объекты, потому что мир в принципе переходит в цифровой режим, а они позволяют организовать работу в нем. Уже есть 2D- и 3D-работы, и NFT не требует большого пространства для размещения коллекции, в отличие от материальных произведений искусства. Например, для фрески Misha Libertee нужно искать место в доме. Мне ее разместить негде, потому что я, как приверженец sharing-экономики, не покупаю квартиру, а живу в небольшой съемной.

Михаэль Джерлис (Фото DR)

Моей первой NFT-покупкой была работа Аристарха Чернышева «Последний апдейт» на стыке реального и онлайн-объекта — помимо NFT, есть еще и реальный предмет, который можно потрогать руками. Он находится у меня дома в Москве. А первая работа только в онлайн-виде — «Манифест каллиграфутуризма №11» Покраса Лампаса. Но, помимо NFT, у меня есть и другие figital-истории. Например, я коллекционирую digital clothing, потому что ее нигде не найти и она создана уникальными дизайнерами или кастомами.

Аристарх Чернышев. «Последний апдейт», 2019. 3D-печать, светодинамическая, диодная подсветка, в виде знака загрузки (Фото DR)

Когда я покупаю NFT-объекты, я не имею права размещать копии в интерьере. Объект хранится  у меня в блокчейне, оттуда его нельзя украсть, если не получить доступ к моему кошельку. Я могу включать его с цифровых носителей. Например, одну из работ я использую на часах.

Периодически мне предлагают принять участие в digital-выставках, показать свои работы. Например, Покраса Лампаса. Узнаваемость NFT-художников приходит за счет галерей, медиа, классных дропов и высоких сумм сделок. Сейчас любой художник должен быть предпринимателем, а интересного автора, как и хорошего писателя, видно издалека. 

Алина Крюкова, владелица галереи a-s-t-r-a

Создание коллекции искусства — это всегда эксперимент, если ты, конечно, не подходишь к этому с холодным расчетом в надежде заработать. Я собираю работы без оглядки на моду или громкие имена. Чаще всего влюбляюсь и, если доступно, сразу покупаю. Работы, их выбор, темы, цвета много говорят о человеке того, что обычно спрятано внутри. Покупка искусства — встреча с собой, которую многие отчаянно избегают. Может быть, поэтому так мал рынок российского современного искусства. 

Алина Крюкова (Фото DR)

Моей первой большой покупкой отечественного художника стала работа Алисы Йоффе из проекта 5-й Московской биеннале современного искусства. Сегодня я и представить себе не могу, что не увижу эту работу хоть раз в течение дня в своем кабинете. Часто я совершаю спонтанные покупки, но если через несколько недель я не могу воспроизвести эмоции и логику приобретения, то откладываю работу в «комнату подарков» и внимательно выбираю человека, кому могу это вручить.

Иногда я покупаю работы художников из своей галереи. Бывает, еще во время подготовки выставки намечаю себе объект для покупки, но приходится уступить другому коллекционеру. Потом жду не дождусь новой работы этого художника, которая сможет залечить пустоту необладания. В дальнейшем с такими коллекционерами мы становимся друзьями, и я иногда хожу в гости к работе. Звучит странно, но, когда совпадают переживания от работы, очень легко найти темы для общения.

Алиса Йоффе. «Дачный домик астрофизика Айгистова». 2013 (Фото DR)

 У галереи a-s-t-r-a выстроенная логика поиска художников, так называемые три кита. Новые для себя имена мы отбираем через постоянно действующий open call и ежегодно зимой и летом делаем групповую выставку a-s-t-r-a open. Также отсматриваем выпускные выставки, открытые студии, кураторские проекты, ярмарки и приглашаем к сотрудничеству тех, кто нам нравится. Еще мы работаем с нашими резидентами над сольными и институциональными проектами. Третий, совсем новый для нас вектор: поиск и пересмотр имен художников старше 50 лет, в которых мы ищем недосказанность, прерванную 90-ми, которая, возможно, станет новой стратегией для русского искусства после февраля 2022 года.   

Я советую обращать внимание на тех художников, которые показывают самостоятельность в рассуждениях и выборе тем, а не отрабатывают повестку. На тех, о которых вы думаете спустя недели после посещения выставки. На тех, кто уже зарекомендовал себя и постоянно переигрывает себя, не застывая в величии. На тех, кто будит в вас чувства.  

Дария Караваева, меценат, патрон Пушкинского музея

Я совсем начинающий коллекционер и чаще всего решения о покупке принимаю, основываясь на собственных ощущениях. Мне нравится думать, что коллекция — живой организм. Мне кажется, что она меняется вместе со мной по мере моего взросления. Я 12 лет проучилась в художественной школе. Мое второе высшее образование тоже связано с искусством, и после этого я работала и стажировалась в различных художественных институциях, поэтому даже не могу представить, чтобы я увлекалась чем-то другим. 

Дария Караваева (Фото DR)

У меня нет дорогих работ, но есть диптих Ивана Горшкова «Сияние. Катана». А самая дорогая сердцу — портрет моего бульдога Локи. Его написала Стася Гришина. В целом я против работ на заказ, мне кажется, это превращает автора из создателя в исполнителя. Я часто беру Локи с собой на выставки. Стасю он выбрал сам на выставке в галерее Fabula: он не мог отойти от ее работы Welcome. 

Стася Гришина. «Портрет Локи». 2022 (Фото DR)

Два года назад я стала меценатом Пушкинского музея, когда шла выставка Билла Виолы. Мне предложили купить одну из его ранних работ в коллекцию музея. В этом году по совету Ольги Шишко (в прошлом куратор направления «Пушкинский XXI» в ГМИИ им. Пушкина, сейчас — консультант коллекции новых медиа. — Forbes Life) приобрела в коллекцию музея работу Александры Митлянской «Шкатулка».

У меня нет конкретной суммы в год, которую я могу потратить на произведения искусства, — я очень импульсивна, а в нынешней обстановке тем более не вижу никакой возможности для планирования. Семья поддерживает мое увлечение искусством, поэтому бюджет на покупки формируется из моего собственного и нашего общего дохода. 

Виталий Аксенов-Шабловский, создатель Bad Gallery

 Как и все сверстники, я собирал вкладыши жвачки Turbo, кэпсы, игрушки из Kinder Surprise, а потом увидел медведей Be@rbrick в парижском Colette. Сначала искренне не мог понять популярности интерьерных игрушек. Но в «Гараже» на выставке Такаси Мураками впечатлили скульптуры Kiki и Kaikai в человеческий рост. Каждая из них стоила больше €3 млн. Купить не представлялось возможным, пришлось ограничиться постерами. Так я стал жадно интересоваться японскими художниками. И в моей коллекции оказались Be@rbricks Medicom Toy.

Виталий Аксенов-Шабловский (Фото DR)

Также в ней есть KAWS, и Дэниел Аршам, и CВ Hoyo. Дэниел Аршам использует бытовые предметы, которые помещает в определенные временные рамки и транслирует свое видение того, как будет выглядеть, например, окаменевший телефон, найденный спустя 1000 лет во время раскопок. CB Hoyo появился в моей коллекции из-за его сатиры на тему современного искусства. И Мураками, и Брайан Доннелли (KAWS), и те же Be@rbricks — все полны иронии и насмешек, я покупаю их, потому что мне это нравится.

Российских художников в коллекции не так много, но у меня есть прекрасные работы Дмитрия Морозова, известного как ::vtol::. Третьяковка пару лет назад приобрела несколько объектов и выставляла их в рамках выставки «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России».

::vtol:: создает агрегаты, которые взаимодействуют со светом, радиочастотами, шумовыми эффектами. Есть серия «Ресурсы» петербуржца Дениса Прасолова. Есть работы Алексея Головина. Он использует саморезы, каждый из которых вкручивает в работу на определенную глубину для придания объема изображению.

::vtol::. «magnetophone». 2018. Интерактивный звуковой объект-инструмент (Фото DR)

Вся моя коллекция выложена на сайте Bad Gallery, потому что мне хочется делиться с окружающими своим хобби. Уверен, искусство в любых его проявлениях интересно каждому, главное — найти верный подход к аудитории. К сожалению, в нашей стране за пределами крупных городов художественное сообщество развито слабо. Недостаток информации или незнание, где ее искать, накладывают свой отпечаток. Лекции читать я не умею, поэтому появилась мысль, почему бы нашей команде не взять на себя просветительскую роль с современными формами подачи. 

Мы отвергли мысль о студийной «бланковой» каталожной съемке, потому что это скучно. Хотелось создать что-то непохожее на магазинную витрину — так нам пришла идея погружать объекты в интерьеры и сюжеты. Так Be@rbrick Майкл Джексон записывал новый трек в студии звукозаписи, а Eroded Delorean Аршама пересекал песчаный карьер. Мы с трепетом относимся к фотоискусству, поэтому и получили, того не ожидая, искусство в квадрате. 

Я вообще не рассматриваю искусство как инвестиции. Хочу построить свою Bad-art-экосистему, выйти за пределы родного Петербурга и поработать над офлайн-проектами в Москве. Искать в мире искусства что-то новое, дающее неподдельные эмоции. 

Ольга Ломанова, фандрайзер Уральской индустриальной биеннале, организатор благотворительного аукциона «Мелисса», арт-консультант

Я занимаюсь консультированием в области искусства, но задолго до этого жила в Барселоне, читала книги, затем пошла учится в Sotheby’s, ездила по выставкам и ярмаркам, потом начала покупать работы. Мое первое приобретение — абстрактная фотография Владимира Глынина. Я пришла к нему в студию, и, когда увидела абстрактные работы, на ум пришел Малевич. Сейчас в моей коллекции много фотографий. Следом за Глыниным были снимки литовского классика Антанаса Суткуса. Их я покупала в парижской галерее. 

Ольга Ломанова (Фото DR)

Обычно я приобретаю работы на ярмарках. Когда путешествовать было проще, старалась не пропускать никакие значимые события. Обычно покупала небольшие работы, которые можно провезти в чемодане. Но как-то раз купила огромную работу Самуэля Сальседо. Доставка из Барселоны оказалась квестом. В то время я еще не занималась искусством профессионально, не понимала, как правильно оформить документы, как ввозить работы в Россию, и почему-то не воспользовалась услугами компании перевозчиков искусства. В итоге доставка вышла в половину стоимости работы. Теперь, когда занимаюсь ввозом и вывозом, это происходит быстро, без особых проблем и затрат.  

Оля Кройтор. «Точка опоры». 2013 (Фото DR)

Коллекционирование для меня  — это способ самопознания. То, что мне нравится, иногда меня саму пугает. Как консультант знаю: при покупке работы очень важно, чтобы человек был доволен своим выбором и получил именно ту эмоцию, которую хотел. В основном мои клиенты — коллекционеры, собирающие энциклопедические коллекции, по которым можно проследить историю русского современного искусства. А чтобы понять, что действительно любит человек, нужно посмотреть, что висит у него в спальне. Предметы в гостиной вешают для гостей, чтобы произвести впечатление. А вот в личном пространстве — то, что действительно нравится. 

Я постоянно смотрю работы молодых художников. Хожу на итоговые выставки учебных заведений и разных проектов. Смотреть их так же важно, как и музейные блокбастеры. В покупках я ограничена только собственным заработком. Работая в искусстве, я зарабатываю, чтобы тратить на искусство. 

Др сих пор не могу себе простить, что упустила на позапрошлой ярмарке Cosmoscow работу Олега Устинова и Ивана Горшкова в галерее Х.Л.А.М. Пока думала, работа ушла в хорошую коллекцию. С годами мне нравятся все более резкие, неудобные работы. Видимо, я начала глубоко копать внутрь себя.

NFT-искусство: миллионы из виртуальной реальности

Материал опубликован в №2 печатной версии газеты «Культура» от 24 февраля 2022 года в рамках темы номера ««Мягкая сила» России: чем мы интересны для соседей?».

Скоро, возможно, мы будем чаще разглядывать картины не на холстах, а на огромных экранах. Цифра приходит и в живопись. «Для нас открылось пространство, которое еще 50 лет назад назвали бы магией», — говорят цифровые художники.

Цифровизация не обходит стороной ни одну сферу нашей жизни. Современные художники постепенно отходят от традиционной живописи — им становится интересно работать в цифре, а оцифрованные картины продаются в виде NFT — это невзаимозаменяемый токен (non-fungible token). Картина в виде зашифрованной единицы криптовалюты становится виртуальной — при этом современные NFT-картины подчас стоят в разы дороже традиционных произведений искусства. Такие работы уже выставляются на Christie’s и Sotheby’s, где продаются за миллионы долларов. Россия тоже в этом тренде.

Искусство в цифре: мода или новые активы?

Самый известный пример полного перевода NFT-произведения цифрового искусства из физического состояния в виртуальное — уничтожение картины Бэнкси Morons (White). Ее токенизировала компания Injective Protocol: специально для этого картина была куплена у Taglialatella Gallery почти за сто тысяч долларов. Теперь картина доступна только в виде невзаимозаменяемого токена. В начале 2021 года аукционный дом Christie’s продал за 69,3 млн долларов NFT-работу «Первые 5000 дней» (First 5000 Days) художника Майка Винкельманна — Beeple, который трудился над ней почти тринадцать лет. Это первое полностью цифровое произведение искусства, выставленное на традиционный аукцион.

Пандемия внесла свою лепту в развитие NFT-искусства: когда жизнь перетекла в онлайн, это предрекло резкий скачок развития сферы NFT-технологий. Только за 2020 год рынок продаж NFT-картин вырос в четыре раза — на общую сумму в 250 миллионов долларов.

NFT-работы продаются быстро и дорого: коллекционеры тоже почувствовали вкус к этому направлению, быстро осваивая работу с виртуальным кошельком и биткоинами. В марте 2021-го канадская певица Граймс (GRIMES) продала на площадке Nifty Gateway коллекцию из десяти NFT-картин, которые она создала со своим братом-художником Маком Бушером: за полчаса Граймс заработала шесть миллионов долларов! Актриса Линдси Лохан реализовала свои NFT-портреты за 17 тысяч долларов. Бывший сотрудник АНБ и ЦРУ США Эдвард Сноуден создал NFT-работу Stay Free, средства с продажи были направлены в фонд Freedom of the Press Foundation.

Шедевры Эрмитажа в NFT

Музеи тоже начинают присматриваться к этому направлению. Государственный Эрмитаж в рамках проекта «Ваш токен хранится в Эрмитаже» выпустил лимитированную серию NFT-работ — цифровые копии мировых шедевров из своей коллекции, в том числе картины Леонардо да Винчи, Джорджоне, Винсента Ван Гога, Клода Моне. Цифровые копии подписаны директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским — именно этот автограф придает эрмитажным NFT-картинам уникальность и при этом защищает оригиналы. Кстати, даже место подписания NFT-работ — залы Эрмитажа — тоже закреплено в метаданных. А все вырученные от продажи средства перейдут Эрмитажу.

«Эрмитаж — консервативный инноватор — консервативный музей, который использует новейшие технологии. К ним относятся и наш проект «Ваш токен хранится в Эрмитаже», и вся наша работа c NFT. Мы расширяем цифровые возможности знакомства с коллекцией Эрмитажа, с его залами и зданиями. Это пути, которые подчеркивают, с одной стороны, демократичность музея, с другой — доступность роскоши его посещения», — замечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в интервью «РГ».

Интерес у Эрмитажа не финансовый, а, скорее, искусствоведчески-коллекционный интерес, задача — посмотреть, как аудитория ценителей искусства воспринимает новый NFT-формат. «NFT — это философия, это эстетика обладания. Цифровые копии произведений искусства наполняют интернет, где, по сути, все имеют к ним доступ, но NFT — это чувство собственности, а в нашем случае — чувство причастности к Великому музею», — считает Пиотровский.

Погружение в метавселенную

NFT-рынок упрощает жизнь художникам. Им не нужны посредники для продажи своих работ: они сами могут выставляться на специальных площадках, где проходит регистрация и автора, и произведения, что помогает отслеживать авторские права и защищает от пиратства. Сами художники говорят, что они фактически погружаются в метавселенную — и погружают в нее и нас с вами. В России NFT-искусство впервые было представлено на Международной ярмарке-выставке современного искусства Cosmoscow-2021, которая прошла в сентябре 2021 года в Москве. Стенд об NFT-арте открыли NFT-агентство и онлайн-галерея Digital Art EXPO и информационный портал об искусстве 1artchannel.

«Мы объединяем цифровой и традиционный мир искусства. Для коллекционеров NFT-работы подчас становятся интереснее, чем традиционные картины. NFT-искусство — тренд, мимо которого профессиональное сообщество уже не может пройти», — рассказал корреспонденту «Культуры» Герберт Шопник, основатель NFT-агентства Digital Art EXPO.

Кто успел, тот получил неплохой результат. В 2017 году появилась одна из первых NFT-коллекций — команда Larva Labs создала CryptoPunks, это десять тысяч NFT-изображений размером 24х24 пикселей. Их сначала можно было получить безвозмездно. А потом они начали продаваться за тысячи и миллионы долларов. Самый дорогой вариант был продан за семь миллионов долларов. На Cosmoscow-2021 в секции онлайн-галереи Digital Art EXPO была продемонстрирована одна из картин серии CryptoPunk, купленная в августе 2021 года компанией Visa за 150 тысяч долларов. «Зарождается новый культурный код. Показ CryptoPunk на традиционной выставке — новый этап в цифровом развитии общества», — подчеркивает в беседе с корреспондентом «Культуры» сооснователь NFT-агентства Digital Art EXPO Ольга Каменская.

NFT-картины демонстрировались на выставке на огромных ультрасовременных телевизорах Samsung — компания тоже не отстает от веяний времени и активно поддерживает цифровые технологии. Samsung провела конкурс «Свет и энергия» среди NFT-художников, и на выставке были объявлены имена авторов самых оригинальных цифровых картин. В шорт-лист вошли Кирилл Рейв (Kirill Rave), Synticate и Meta Rite.

Цифра как новая возможность для творчества

Технологии NFT с удовольствием использует молодое поколение художников. Почему они с таким интересом погружаются в цифру? Например, Кирилл Рейв получил классическое художественное образование в качественных учебных заведениях — от школы с углубленным изучением изобразительного искусства и школы акварели Сергея Андрияки до Московского архитектурного института. Но переосмыслил со временем свои знания и интересы. «Дверью в мир новых технологий для меня стал айфон в 2013 году. В моих руках появились революционные возможности, которые выстраивают мосты между цифровым миром, миром наших грез, соцсетей — и миром реальным, миром людей, с которыми мы общаемся. Этот симбиоз является для меня очень важным, я обожаю гибриды и тотальные инсталляции», — рассказал «Культуре» Кирилл Рейв.

Цифра затягивает все больше. «Вдохновение возникает и от процесса создания работы, и от ее изначальной концепции — то есть это путь и концептуальный, и технический. Когда все объединяется, для меня это высшее наслаждение. Такое же, как когда ты видишь, как высыхает акварель, когда ты пишешь красками на пленэре. Еще больший сюрприз и неожиданность, когда результат превышает ожидания, — говорит художник. — Меня будоражит возможность взаимодействовать с людьми со всей планеты по интернету, с теми, которым близки твои культурные коды, ты ощущаешь себя частью метавселенной. Цифровое искусство — тоже средство общения, просто оно имеет свою специфику».

Художница Meta Rite — из династии традиционных живописцев, но тоже увлеклась цифровой живописью: «Мои родители художники-архитекторы, окончили Академию художеств имени Репина. Ее же окончил муж. Родители мужа тоже художники — мама художник-архитектор (опять Академия художеств), папа — дизайнер интерьера, выпускник «Мухи». Все стены у нас в доме завешаны картинами, все антресоли забиты холстами, подрамниками и рамами». Однако цифра побеждает, и уже и двенадцатилетняя дочь Meta Rite вслед за родителями увлекается живописью на современных гаджетах.

«Искусство — это внутреннее событие. Это то, что ты почувствовал внутри. У каждого из нас были истории острых переживаний, которые разворачивались в Сети, ты смотришь на экран телефона и испытываешь гамму чувств. Грань между реальным и виртуальным становится все прозрачнее, — рассказала «Культуре» Meta Rite. — В диджитале есть неоспоримый плюс. Ты можешь сделать картину за день. При этом она масштабируется, нет никакой проблемы показать ее на пятиметровом экране. Перевозка искусства — это отдельная сложная история. В цифре такой проблемы просто нет. Выставка в США? Одно нажатие кнопки — и все нужные файлы улетели к адресату. Теперь ты можешь присвоить своей работе уникальную запись в блокчейне и предложить ее мировому арт-рынку, не выходя из дома и не используя посредников». Но NFT-искусство имеет свои особенности — например, уже нужно думать об облачных хранилищах, носители устаревают. В целом риски есть в коллекционировании как традиционного, так и NFT-арта, а также юридические тонкости.

«Вложение в NFT-искусство — это вложение в зарождение новой эпохи»

Глеб Костарев, директор Binance в Восточной Европе, рассказал «Культуре», что сам начал коллекционировать NFT скорее с целью поддержать художников и креаторов: «Миша Мост, Покрас Лампас, Брикспейсер, Эдуард Михайлов — все эти ребята стояли у истоков зарождения NFT в России, они внесли огромный вклад в развитие этого рынка». По мнению Глеба Костарева, сейчас сама парадигма мышления смещается в виртуальную сторону, поэтому и NFT стали частью этого тренда.

«Думаю, что для людей, которые уже давно в диджитале или в криптовалютной индустрии, NFT-коллекционирование даже проще, — полагает Глеб Костарев. — С физическим предметом ведь происходит многое, он изнашивается, теряется, мнется, а с цифровым такого не происходит. И, на мой взгляд, это совсем не сложно».

«Меня привело к NFT-искусству желание постичь технологии, которые меняют наш мир, искусство, самого креатора, узнать, что он делает с этими средствами и технологиями, которые стали ему доступны, — рассказала «Культуре» сооснователь NFT-агентства Digital Art EXPO Ольга Каменская. — А вложения в такую коллекцию — это вложения в зарождение новой эпохи». Причем, отмечает эксперт, сфера NFT имеет свои скорости: то, что было создано в цифре два-три года назад, уже фактически превращается в антиквариат. А это значит, что вкладывать в NFT-коллекционирование выгодно. Эти работы со временем все дорожают и будут обладать все большей ценностью.

Ольгу Каменскую привлекает, что цифра — прозрачна. К тому же в традиционной живописи автор при продаже работы лишь единожды пользуется правом на выгодоприобретательство, от последующих продаж не получает прибыли. В NFT-сфере заложено право автора работы получать роялти от любой последующей продажи (будем оптимистично думать, что цена будет выше с каждым разом). «То есть автору выгодно творить в диджитал. А с точки зрения коллекционера — выгодна прозрачность, верификация подлинности, верификация цен и того, кому работа принадлежит сейчас. NFT — неизменяемая цепочка, лишь дописывается код с каждой новой продажей NFT-работы», — поясняет Ольга Каменская.

«Открылось пространство, которое полвека назад назвали бы магией»

Кто-то скажет, что цифровое искусство — неживое. Но сами художники с этим не согласны. «У меня нет ощущения, что цифра — это что-то мертвое. Наша активность уже давно перетекла в места, которые невозможно потрогать, мы — жители социальных сетей, нематериальное для нас стало материальным, — считает Meta Rite. — Для нас открылось пространство, которое еще 50 лет назад назвали бы магией. Цифровое искусство — это дитя происходящих с нами процессов».

Какие перспективы рынка НФТ-коллекционирования видят эксперты? И что же будет с традиционной живописью — неужели картины будут спрятаны в шкафы и покроются пылью? Электрический мир противостоит аналоговому, но при этом они вовсе не вытесняют друг друга. «Если говорить только об искусстве, то думаю, что в скором времени мы увидим некую трансформацию, — полагает Глеб Костарев. — По мере развития рынка требования к исполнению NFT-работ будут выше, а задавать планку будут люди из области традиционного искусства, и на рынок NFT художники будут заходить исключительно с качественными работами. Традиционное искусство никуда не денется, но все больше и больше художников, галерей, музеев так или иначе будут смотреть в сторону цифровизации, в том числе и в направлении NFT».

Причем традиционное искусство вполне может совмещаться с цифровыми технологиями. «Как только общество сможет найти технологические, юридические и другие варианты совмещения этих миров и возможности сквозного просмотра ценности и ликвидности цифрового объекта (в виде NFT) и физического объекта, это будет самый активный и эффективный прорыв, и мы уже работаем над таким крупным международным проектом», — замечает Ольга Каменская.

Фотографии: Максим Стулов / Ведомости/ТАСС; картина Майка Винкельмана «Первые 500 дней».

Nft Art Portrait — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(
704 релевантных результата,

с рекламой

Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.

)

  • Untitled (Autoportrait) NFT Энди Уорхола

    Название в каталоге: Untitled (Autoportrait) NFT

    Год: Около 1985 г. , отчеканено в 2021 г.

    x

    2

    Размер: 6 0138 0 пикселей

    Носитель:  Цифровая иллюстрация

    Издание: Уникальный

    ЗВОНИТЕ ЦЕНУ

    ТЕКСТ ДЛЯ ЦЕНЫ

    Без названия (Автопортрет) Энди Уорхола — это цифровая картина, созданная с помощью ProPaint на компьютере Amiga 1000 в 1985 году. Это одно из 28 изображений, которые группа экспертов по ретрокомпьютингу восстановила со старых дискет Уорхола в 2014 году. Семь лет спустя Фонд Энди Уорхола выпустил пять изображений в форме NFT (невзаимозаменяемые токены) будут проданы с аукциона в период с 19 по 27 мая 2021 года. Пять цифровых картин Энди Уорхола NFT — это первые работы, официально выпущенные Фондом после нескольких недель после смерти Уорхола в 1987. Без названия (Автопортрет) имеет богатую историю, как с момента его первоначального создания, так и с его адаптацией к буму NFT в 2021 году. Примечательно, что цифровое произведение искусства превосходит 10 самых ценных индивидуальных репродукций Уорхола, когда-либо проданных.

    Во время жесткой конкуренции на рынке домашних компьютеров в начале 1980-х Commodore International наняла Уорхола в рамках рекламной кампании, чтобы продемонстрировать революционные на тот момент графические возможности Amiga. Уорхол стал послом бренда Commodore, который подарил Уорхолу его первый компьютер в 1985. Но Commodore была не единственной технологической компанией, преследовавшей внимание Уорхола. Годом ранее Уорхол познакомился со Стивом Джобсом на дне рождения Шона Леннона. «Там был ребенок, который настраивал компьютер Apple, — вспоминает Уорхол в своем дневнике. «Я сказал, что однажды какой-то мужчина много звонил мне, желая подарить мне одну, но я никогда не перезванивал ему или что-то в этом роде, а потом ребенок поднял глаза и сказал: «Да, это был я». Я Стив Джобс». Затем Джобс научил его пользоваться элементарными функциями рисования, с которыми Энди с энтузиазмом поиграл. Хотя Джобс отчаянно пытался заставить Энди использовать MacPaint, Уорхол никогда не создавал произведения искусства на Macintosh. В то время компьютеры Apple работали только в оттенках серого, поэтому Amiga, которая могла похвастаться 4,096 цветов — очевидный выбор Уорхола. «Это машина стоимостью 3000 долларов, похожая на машину Apple, но способная делать в сто раз больше», — пишет он в своем дневнике.

    23 июля 1985 года Уорхол создал живой портрет Дебби Харри на сцене во время мировой премьеры Amiga. Дебби позировала перед видеокамерой, а на экран Уорхола шла прямая трансляция. Он сделал цифровой снимок модели и использовал различные творческие инструменты, чтобы раскрасить и нарисовать ее портрет, в то время как местный художник Amiga Джек Хагер руководил им в процессе. После этого Хагер спросил, на каких компьютерах раньше работал Уорхол. Он ответил: «О, я ни над чем не работал. Я ждал этого», вызвав аплодисменты и смех публики.

    В более поздних экспериментах в свое время Уорхол создал цифровые изображения банки с супом Кэмпбелл, банана, Мэрилин Монро и трехглазой версии «Рождение Венеры» Ботичелли и многое другое. Уорхол любил компьютер. Когда журнал Amiga World спросил его, считает ли он это основным инструментом, он ответил: «О, да. Это сэкономило бы много времени».

    Без названия (Автопортрет) — одно из двух «цифровых селфи», созданных Уорхолом, намного опередивших эпоху селфи. Более того, раннее знакомство художника с Amiga делает Уорхола одним из, если не первым художником, экспериментировавшим с цифровым искусством. Отношения Уорхола с Amiga как выдающегося художника 20-го века только усугубляют плодотворность его жизни и карьеры как одного из величайших новаторов, которых когда-либо видел мир искусства.

    В конце концов, все файлы Уорхола были утеряны из-за устаревших дискет. Однако в 2014 году Кори Арканджел и члены компьютерного клуба Карнеги-Меллона объединились, чтобы найти потерянные картины Уорхола. После нескольких месяцев обратного проектирования старого компьютерного программного обеспечения Commodore команда смогла восстановить файлы. Спустя почти тридцать лет после смерти художника Фонд Энди Уорхола выпустил невиданные ранее цифровые произведения, все из которых сохраняют безошибочное качество работ Уорхола; но в среде, совершенно чуждой остальной части его творчества.