Отбор: селекция, прогнозирование в детско-юношеском футболе. Селекция футбол


Селекция в футболе.

«Спорт День за Днем» побывал на семинаре школы футбольного тренера-селекционера, организованной в Санкт-Петербурге компанией «Футбологика», и рассказывает о работе скаута.

Россия отстает на два года от европейских клубов

Скауты — проницательные гики, любящие и живущие футболом настолько, что смогут отыскать для вас нового Лионеля Месси или Криштиану Роналду даже в монгольской степи. В прошлом году «Манчестер Юнайтед» нанял огромный скаутский штат из почти ста сотрудников, которые не только будут искать для Жозе Моуринью уже готовых Поля Погба или Златана Ибрахимовича, но и откапывать совсем юные таланты, которые через академию клуба смогут вырасти в настоящих звезд. В России со скаутским ремеслом не все так радужно — даже топ-клубы содержат ограниченный штат селекционеров.

В «Зените» работают семь скаутов во главе с Антоном Евменовым, который до этого был главным селекционером в ЦСКА, а теперь отвечает за поиск игроков в «Зените». При этом два скаута «Зенита» постоянно находятся в Москве, пять скаутов в Санкт-Петербурге. В том же ЦСКА работает шесть скаутов, которые занимаются и главной командой, и ДЮСШ. Держать кого-то вне штата дорого и не имеет смысла. Почему? Объясняет скаут сине-бело-голубых Армен Маргарян, выступающий в качестве одного из спикеров в школе футбольного тренера-селекционера. Маргарян уже несколько лет работает в «Зените», ищет игроков для главной команды и академии петербургского клуба, участвовал в формировании шорт-листа по центральным защитникам в 2016-м, когда в процессе анализа выбор пал на Вукашина Йовановича

— В «Монако», «Порту», «Бенфике» отлаженная скаутская система, насчитывающая по 70–80 скаутов. Но это клубы-фермы, которые живут за счет продажи игроков. Они могут купить десять футболистов за два-три миллиона евро, понимая, что через какое-то время двоих-троих продадут за 40–50 миллионов и это позволит отбить затраты на всех десятерых да еще и заработать. Мы в России работаем по-другому: из-за границы можем привести парней только старше 18 лет, плюс нужно учитывать еще и лимит на легионеров. В Европе же клуб согласно регламенту ФИФА может привести футболиста от 16 до 18 лет с паспортом ЕС, то есть мы опаздываем на два года.

Хороший пример был у меня в Ереване на Евро U19, там играла сборная Швейцарии. Мне очень понравились три игрока, начинаю их изучать — один в «Барселоне», другой в «Челси», третий в «Ювентусе». Это нормальная история, когда лучших уже разбирают топ-клубы или клубы вроде «Динамо» Загреб или «Бенфики». Они тебе не продадут 19-летнего парня за три копейки сейчас, а только тогда, когда подготовят, и только в формате взошедшей звезды. Поэтому большого штата скаутов в России, может быть, и не нужно — нам бы Россию охватить. Если мы сможем детально изучить всех и каждого в Петербурге и Ленинградской области, то уже будет очень круто, — объясняет Маргарян.

При живом просмотре можно увидеть то, что осталось за кадром

Армен Маргарян, скаут ФК «Зенит»

Работа скаута предполагает жизнь в самолетах. Постоянные командировки на турниры и матчи для живого просмотра игроков… За месяц у себя дома скаут может прожить всего неделю, а все остальное время провести в разъездах.

Увидеть Килиана Мбаппе не составляет труда, если он на виду. Главное, чтобы в своем отчете скаут дал рекомендацию, которую от него ждут: брать или нет. А для этого нужно учесть кучу факторов — от того, как и какой ногой футболист обрабатывает мяч, и до того, как он общается с людьми. Посмотрите фильм «Крученый мяч» с Клинтом Иствудом. Пусть он и не про футбол, а про бейсбол и скаутинг, но сразу станет ясно: не всегда то, что на поверхности, стоит брать, а доверять нужно чутью того самого скаута, который имеет талант предвидеть.

— Если не уверены, не везите игрока, — продолжает Армен Маргарян. — Задача скаута — определить уровень футболиста и потенциал его роста. Также нужно учитывать предрасположенность тренера к стилю игроков. Если тренер играет в «вертикальный» футбол и ему нужен столб в атаке, а ты ему привозишь неклассическую «девятку» небольшого роста, то какие могут быть вопросы? Если это не Дрис Мертенс, конечно, который за счет скорости может компенсировать недостаток в росте, откликаясь на длинные передачи за спины защитникам.

Человек, который читает отчет скаута, должен понимать, насколько хорош тот или иной футболист. По итогам отчета нужно дать рекомендацию, подписывать ли с ним контракт, а также акцентировать внимание на возможных рисках — предположим, высокий травматизм, низкая стартовая скорость.

«Арсенал» пошел на этот риск

Есть хороший пример. Я ездил смотреть на Гранита Джака, когда он выступал за «Боруссию» М. В том матче Гранит на 25-й минуте получил красную карточку. Я сразу же, буквально на приветствии, когда он построился с командой, увидел у него в глазах нереальное возбуждение, агрессию, с которыми он пробегал половину первого тайма. Это крутой игрок с набором опций (начало атак, отбор мяча, видение поля), но психологически неустойчивый — он может взорваться в любой момент. «Арсенал» пошел на этот риск.

По телевизору вы увидите только красную карточку, а скаут с трибуны при живом просмотре увидит, что было до этого — как Джака реагировал на действия соперника, как на него реагируют болельщики. Из таких мелочей и складывается рекомендация для клуба.

Никто не будет выпускать молодого парня против топ-клуба

Александр Головин

Говорят, что Виктор Панченко, который работает селекционером в «Локомотиве», может разглядеть потенциал у игрока по тому, как тот выходит из автобуса. Скауту ЦСКА Андрею Мовсесьяну потребовалось пятнадцать минут, чтобы разглядеть талант юного Александра Головина. Но в среднем скауту требуется гораздо больше времени, чтобы определить уровень игрока и составить отчет по нему.

— Съездил я в Сочи на чемпионат России, играла СДЮСШОР «Зенит», — рассказывает скаут «Зенита» Армен Маргарян. — Смотрю, мальчика, с виду — крупный, широкая тазовая кость, мне такие футболисты не нравятся. Но по действиям у него очень высокий КПД — передачи все своему, удары в створ, мяч забил, голевую отдал. Дальше всегда нужно сравнивать, что перевесит — мое негативное впечатление или его КПД. Такая ситуация требует чуть больше времени, но в целом мне нужно три матча, чтобы определиться по игроку.

И все-таки в «Зенит» молодые игроки в последние годы совсем не попадают. Пройдя вертикаль академия — молодежная команда — «Зенит»-2, футболисты отправляются искать себя в других клубах, некоторые даже не получают шанса, за что болельщики часто критикуют тренерский штаб «Зенита». Не только Мирчи Луческу, но и Андре Виллаш-Боаша, и Лучано Спаллетти. Дело тут не в тренере, а в подходе руководства клуба, которое требует титулов. Поэтому не нужно сравнивать «Зенит» с условным белградским «Партизаном», имеющим прекрасную школу и широкий штат скаутов.

Лучано Спаллетти

— Конечно, у «Партизана» отличная школа, но они живут за счет своих воспитанников и их последующей продажи, — поясняет Маргарян. — «Партизан» потому и подпускает игроков к «основе» уже в 16–18 лет. «Зенит» себе не может этого позволить — в матче с топ-клубом никто выпускать 17-летнего парня не будет, если он, конечно, не играет и не тренируется на уровне главной команды. Если он не соответствует уровню, скажем, Йоана Молло, который может выйти на замену и хотя бы не ослабить игру, такого молодого парня никто не выпустит. У нас задача — выиграть трофей, у «Партизана» того же задача — заработать. К тому же у них чемпионат в разы слабее.

Пройдя вертикаль Академия – молодежная команда – «Зенит»-2, футболисты отправляются искать себя в других клубах

Работа селекционного отдела

Рыночная стоимость игрока за 30 лет низкая, но…

Скауты постоянно используют статистические платформы Opta, InStat и WyScout, которые собирают данные на игроков и снабжают их видеорядом. Но для финального решения по игроку скауты отправляются на живые просмотры, где можно не только увидеть поведение и действие игрока на поле без мяча, а значит — за объективом камеры, но и пообщаться с тренерами, агентами, родителями, чтобы собрать больше информации о потенциальном новичке.

Однако задачи для скаутов выставляет клуб и тренер, которые работают в зависимости от экономической ситуации. Лондонский «Арсенал» после чемпионства в 2004 году начал продавать звезд и выращивать своих молодых талантов, потому что большое количество финансов уходило на бюджет строительства стадиона «Эмирейтс».

Арсен Венгер

— ЦСКА потратил большие деньги на строительство стадиона и очевидно, что финансовые возможности клуба не безграничны, и именно с этим я связываю большое количество молодежи, которое они подпускают в основной состав, — рассказывает скаут «Зенита» Армен Маргарян. — Возможности у них были ограничены, как и у «Зенита» времен Юрия Андреевича Морозова. Не было такого, что все безумно хотели, чтобы играли молодые футболисты, но просто не было возможности приглашать сильных игроков. Поэтому сознательно давали шанс молодым.

Современный футбол пришел к тому, что 30 лет — уже не возраст. Еще пять лет футболист может спокойно «бомбить», как это делают Березуцкие и Игнашевич. Другое дело, что рыночная стоимость игрока за 30 низкая — ты его вряд ли продашь за большие деньги. Но если задача на сегодняшний день ставится выиграть чемпионат, то почему бы и не взять игрока за 30.

Можно ли попасть из нижних лиг в топ-клуб? Вот Владимир Ильин отлично играет в «Урале, но не многие знают, что этот парень в свое время поиграл в нескольких командах второй лиги, а уже потом перешел в ФНЛ («Тосно», «Кубань»).

Оцените материал:

www.sportsdaily.ru

селекция, прогнозирование в детско-юношеском футболе.

Подробности Опубликовано 17.02.2017 12:55

Zubkov

Zubkov

Друзья, предлагаем вам материал, подготовленный тренером-методистом ДЮФК "Атлетик" Зубковым Виктором Захаровичем!

В настоящее время развитие игры, как следствие объективного процесса непрерывно ставит перед специалистами футбола новые и более сложные задачи, в том числе и в вопросах организации и методике отбора.

Требования постоянно повышаются и перед тренерами стоит сложная задача, кто из большой массы детей и подростков, желающих заниматься футболом обладает наиболее потенциальными возможностями.Практика показывает, что не все юные футболисты, даже при хорошей организации занятий, грамотном построении учебно-тренировочного процесса могут достичь уровня международного класса.

5

5

Знакомство с футбольной карьерой выдающихся отечественных и зарубежных футболистов свидетельствует о том, что все они в подростковом возрасте выделялись среди сверстников своими способностями в технике владения мячом, техника владения мячом всегда базировалась на ловкости, координации движений, а ловкость - это силовое качество.Если ранее превалировали физические данные при отборе, то теперь выиграть только счет природных данных стало невозможно, начали досконально изучать способности футболистов.

Ранее привлекались к отбору и просмотру подростки 10-13 лет. Затем наметилась резкая тенденция омоложения и стали привлекаться дети 8-9 лет, а в настоящее время в 4-5 лет из-за разных причин, а также из-за конкуренции в том числе других видов спорта, а значит в учебно-тренировочном процессе стало необходимо учитывать периодизацию, не одновременность развития органов и систем, закономерностей и формирования организма.

Поэтому остро стоит вопрос в каком возрасте начинать занятия в спортивных школах? Анализ показывает, что аналитический возраст начала занятий футболом находиться в рамках в – 10 лет на примере игроков мирового значения отечественных и зарубежных футболистов.Верон, Ривалдо в 6 лет. Зидан, Месси, Бэкхем, Дель Пьеро Савиола, Рауль – 7 лет. Шевченко, Ребров, Рональдо, Тьтти – 8 лет. Лужный, Беккенбауэр, Фигу – 9 лет. Кап – 10 лет.

Германия, ведущая держава в футболе, дети 5-10 лет – это ранний детский возраст, ребенок может полюбить футбол на всю жизнь. Главное для тренера – научить ребенка учиться. Это еще рано, делать акцент на результат в турнирах, чемпионатах. Научите мальчика сначала правильно бить по мячу ногами и головой, координации движений, ведению мяча. Он пришел к тренеру, как в первый класс в школу, и ему надо рассказать и показать, как нужно учиться.Дети могут даже иногда играючи-балуясь тренироваться. Поэтому даже на фоне непринужденных тренировок, вы учите детей всем видам техники владения мячом. Это и как правильно остановить мяч, удары и передачи мяча, а также обучайте детей финтам. С мячом покажите им как можно больше финтов. Финтами владеют их кумиры Месси, Роналду, Зидан и т. д. Расскажите, покажите и в процессе постепенно учите их всему арсеналу приемов. Применяйте соревновательные эстафеты с ведением мяча, передачей. Развивайте у них «чувство мяча» через жонглирование одной, двумя ногами, головой. Делайте много единоборств с мячом, играя один на один, один на два, два на одного. Играйте двусторонние игры на тренировках на небольших площадках. Дети в этом возрасте должны получать от игр и тренировок массу положительных и радостных эмоций. Спасибо! Тренеру за счастливое детство.

Главный девиз возраста от 5 до 10 лет – это участие и обучение игре в футбол, а не турнирный результат, а результат - в будущем!

Отсутствие ранних высоких спортивных показателей, достижений не означает, что лучшие способности не проявятся в будущем. Кондратьев в спортивную школу «Динамо» Минск пришел в 18 лет, Шуховцев «Черноморец», Торпедо Москва в 12 лет, Кокотов «Динамо» Киев, который начал заниматься футболом в 16 лет стал заслуженным мастером спорта, был ведущим игроком не только в клубе, а и в сборной. Это можно расценить как исключительные способности этого футболиста.Встречаются периоды ускоренного и замедленного развития способностей.

Способности могут существовать только в развитии и проявляются в процессе конкурентной деятельности.

Проблема способностей – это проблема индивидуальной неповторимости детей.

Физиологичною основою индивидуальной неповторимости между детьми есть особенности и типы нервной системы.Способности формируются неравномерно и у всех неодинаково. Часто встречается раннее проявление способностей.Во время отбора применяются термины: задатки, пригодность, склонность, одаренность, талант, спор.Задатки – это врожденные морфо-функциональные характеристики человека.

Задатки лежат в основе развития способностей. До таких задатков относятся особенности высшей нервной деятельности, построение тела, особенности нервно-мышечного аппарата.

Задатки есть основа способностей – это врожденные предпосылки способностей.Обладание комплексом футбольных задатков и способностей создает благоприятные предпосылки для приобретения мастерства, для высоких достижений в спорте.Для того, чтобы добиться успеха в футболе игрок должен, что очень важно, задатки развивать.Отдавая предпочтение анатомо-физиологическим особенностям в формировании способностей, нельзя категорически утверждать, что задатки всегда обозначают способности.

Нельзя так же утверждать про всесильность воспитания обучения в формировании способностей. Сторонники таких взглядов утверждают, что ребенок при рождении – это «чистая дощечка» и на ней можно написать все, что вздумается.Такая теория сводится, что люди рождаются одинаковыми, поэтому у каждого можно развить талант. Афоризм гласит – «Нет бездарных учащихся, есть плохие учителя.» Все зависит от мастерства педагога и его методике обучения.

Такое мнение фактически отбрасывает и противоречит психофизическим особенностям детей, что безоговорочно утверждает успешность обучения.Футбольная деятельность сложная деятельность требует отличия сложных способностей.1. Умение ориентироваться в игровой обстановке.2. Умение выполнять целесообразные действия во время игры.3. Способность к обучению – это воспроизведение показанных движений, приемов.4. Хорошо приспосабливаться - адаптация организма к повышению функциональных и эмоциональных нагрузок.5. Умение проявлять в игре свою личность, предложить оригинальные решения быть активным, проявлять творчество, инициативу, контролировать и анализировать свои действия.

Структура способностей.

Основные способности, без них футболисты не могут быть эффективными на поле, их нельзя компенсировать другими способностями.Дополнительные способности – существенные, но необязательные, которые можно заменить и компенсировать.Сопутствующие способности – проявляются в виде компенсаторных способностей.В каждой способности у людей не у всех одинаково выражена способность второго порядка, способность ее развития.

Одаренность – моторная, сенсорная, интеллектуальная - это высокий уровень врожденных задатков, развития способностей с уклоном до данного вида спорта, творческого подхода до учебно-тренировочного процесса, режима.Специфика спортивной одаренности проявляется в том, что развитие и максимальное эффективное проявление всех двигательных способностей в дефиците времени, а возможности компенсации минимальные.Некоторые специалисты один из проявлений двигательной одаренности, считают способность футболиста быстро, буквально мгновенно схватывать и запоминать технику исполнения сложных элементов, а также достаточно четко их закреплять.Одаренностью можно называть качественное объединение способностей достижения успеха в исполнении в определенном виде деятельности. От одаренности зависит не успех, а только возможность его достижения. Кроме объединения способностей для этого нужно владеть умениями и навыками.

Талант. Врожденная одаренность наивысшая пригодность человека до данной деятельности. Талант в спорте - это соревновательная деятельность, талант может перерасти в высшее спортивное мастерство только через трудолюбие, необходим творческий подход, до тренировок нормальный жизненный режим.В результате многолетнего исследования и экспериментов, феномен спортивного таланта только его обладатель и может серьезно претендовать на ведущие (ключевые) позиции, роли в современном футболе. Является значительно сложным системно-структурным комплексом, чем он считался до этого.При этом важно подчеркнуть, что генетические факторы формирования спортивного таланта действуют главным образом в первое десятилетие жизни человека, когда могут быть или не быть образованы условия и возможности до такого формирования.

Пригодность – это совокупность особенностей человека, которые характеризуют возможность исполнять в полной мере в своей деятельности.Пригодность обозначается способностями, уровнем знаний, умений, навыков, чертами характера, особенностями эмоционально-волевой сферы человека.Понятие пригодность обозначает, что человек в виду своих данных не только подходит для деятельности, а и деятельность подходит человеку.Спортивная пригодность – это соответствие между индивидуумом и спортивной деятельностью.Склонность - это ориентация на определенную деятельность. Склонность, связанная с пригодностью, которая стимулирует желание до данной деятельности.Часто бывает, что ребенок или подросток не пригоден к занятиям футболом, однако желает заниматься этой деятельностью. В этом случае тренер должен знать, что не ребенок для спорта, а спорт для детей.

Склонность развивается под влияние условий занятий, отношение тренера, родителей, друзей до данной деятельности.Селекционный отбор - это система мероприятий, которые предусматривают постепенный отбор лучших футболистов на разных этапах подготовки.Отбор – это организованный процесс направленный на определение таких показателей – это биологические, биохимические характеристики, уровень двигательных навыков, их разнообразие, уровень технико-тактических умений и навыков, интеллектуальных качеств, умение анализировать, самообучаться, критично относиться к своей деятельности. Иметь психологическую устойчивость преодолевать трудности в тренировочных играх.

Проблема отбора юных футболистов может быть успешно решена, только на основе продолжительных и досконально организованных - комплексного осмотра игроков с помощью педагогических обследований, медико-биологических, физиологических, биомеханических, психологических и социальных методов, даст возможность выявить спортивную одаренность детей.Практически отсутствует научные данные исследования, какие необходимые тренировочные и игровые нагрузки для детей разного возраста.В учебно-тренировочном процессе необходимо учитывать периодизацию, неодновременность развития органов и систем, закономерностей роста и формирование организма.Необходимо учитывать то, что каждый возрастной этап имеет свои особенности, собственные и только ему принадлежащие показатели в развитии физического и умственного развития с учетом динамического роста этих показателей.Переход от одного возрастного эпата до другого означает и качественный этап формирования организма. Это связано с тем, что изменяются внутренние условия развития, меняется психологический климат формирование способностей, интересов индивидуальных черт личности.Выбор критериев и методов отбора на разных этапах обязан базироваться на структурном анализе спортивного успеха.

На 1-ом уровне - с расчетом возраста и подготовленности младших школьников, основное внимание необходимо сосредоточить на выявление задатков, а также оценки двигательной активности.На основе специальных качеств и элементарной подготовленности позволяет на 2-ом уровне оценить черту игровой одаренности.На 3-ем уровне на основе одаренности в соединении с навыками и умениями формируются способности, которые выявляются в процессе спортивной деятельности.На 4-ом уровне считается ключевым в форме спортивного мастерства подкрепленная надежностью.5-ый уровень ведет к наивысшему уровню спортивного успеха.На 3-ем уровне большое внимание отводится анализу подготовленности, а менее особое ме5сто имеет приобретение спортивных качеств, такие ступеньки успеха позволяют точно распределить акценты в организации методических мероприятий спортивного отбора детей.

Результаты многих исследований детей 6-8 лет.

СПОРТИВНЫЙ УСПЕХ

5-ый уровеньСПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО____________________НАДЕЖНОСТЬ

4-ый уровеньСПОСОБНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ _____ИГОРОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

3-ий уровеньИГОРОВАЯ ОДАРЕННОСТЬ_____________________УМЕНИЯ и НАВЫКИ

2-ой уровеньСПЕЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА_____________________ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

1-ый уровеньЗАДАТКИ_______________________________________ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Структура спортивного успеха МС Бриль.

Желательно обследовать на первом уровне, 9-10лет на 2-ом уровне, а детей в 11-12 лет на 3-ем уровне.Таким образом спортивный отбор обязан решать задачи выявления перспективных детей с которых можно подготовить классного, в будущем выдающегося футболиста, а спортивная ориентация обозначает стратегию и тактику данного процесса в системе обучения, в процессе тренировок игр.

Возрастная периодизация

Связь отбора с этапами многолетней подготовки в зависимости от возрастных факторов цели и задачи тренировочного процесса условно разделяет процесс управления многолетней подготовкой юных футболистов на несколько этапов.Первый (начальный) этап 6-9 лет – этап первичного отбора. Этап предварительной подготовки, задача которого заключаемся в том, чтобы заинтересовать детей занятием футболом, что совпадает с методикой отбора детей в Германии.Второе – это заложить общий фундамент спортивных закономерностей с учетом выбранного вида спорта. На этом этапе определяется пригодность детей к игровой деятельности, выявление задатков, которые лежат в основе развития способностей, оценивается уровень двигательной активности, освоение новых движений незнакомым физическим упражнениям. На этом этапе у детей покорная доверенность авторитету тренера, вера в искренность всего того, что преподносит наставник.

Реализация этих задач, кроме специализированных форм учебно-тренировочных занятий. Можно осуществить в условиях уроков по футболу в обще-учебных школах, в соревнованиях на приз клуба «Кожаный мяч».

1. Отбор на этом этапе сложный, в 9 лет занятие футболом недостаточно устойчиво.2. Основные значимые для футболистов качества и функции в этом возрасте развиты слабо и проявляются не четко и еще сложно их выявить.

Второй этап (10-12 лет) этап начальной специализации или этап вторичного отбора.Выявление специальных качеств, личностных способностей позволяет выявить уровень спортивной одаренности, их пригодность для повышения роста спортивных показателей в избранном виде спорта.

Интерес детей достаточно устойчивый, формируются мотивы поведения. Все показатели – это что обуславливают уровень физического, технико-тактического совершенства юных футболистов, достаточно четко проявляется и оценивается.На этом этапе возникает необходимость комплектовать однородные группы с целью дифференцировать форму обучения.

Третий этап (13-16 лет) этап углубленной спортивной специализации. На данном этапе формируются способности, которые выявляются в конкретной спортивной деятельности. Тренер-педагог обязан всесторонне обучать каждого своего воспитанника на основе чего делать выводы по перспективности юного футболиста, обозначать его узкую специализацию.

3

3

На этом этапе обозначается амплуа с целью комплектования связок, линий и команды в целом.Как и раньше на этом этапе проводятся контрольные тестирования медико-биологическое обследование с целью определить уровень подготовленности. Очень важно учитывать, что это пубертатный период, когда много энергии уходит на бурное дозревание и темпы биологического развития.

Четвертый этап. 16-18 лет - этап спортивного совершенствования , где проводится отбор юных футболистов в команды мастеров и молодежные сборные. На основе педагогических наблюдений, тренер определяет пригодность, способность юношей преодолевать значительные тренировочные и соревновательные нагрузки. Возможность организма футболистов быстрого восстановления. Большую роль играют контрольные тестирования, где определяются, фиксируются темпы развития физических качеств и темп роста спортивного мастерства.

Предполагается углубленное изучение спортивных способностей оценивается уровень подготовленности на основе чего комплектуется сборная команда по футболу.В связи с современными темпами роста спортивных достижений сменою социально-экономического, экологического развития общества возникает проблема в уточнении про морфо-функциональные изменения в организме юных футболистов в соревновательной деятельности.

Не выявлена структура, не разработаны модельные характеристики согласно возрастных аспектов, не изучены физиологические аспекты. Приспособления организма (адаптация)юных футболистов конкретных возрастных групп до разных уровней соревновательной деятельности с содержанием учебно-тренировочного процесса, что подтверждают результатами анкет, опросов многих специалистов по футболу.

В многолетней подготовке юных футболистов не разработаны количественные параметры таких современных характеристик тренировочных нагрузок, как специализированность, направленность, величина, координационная сложность, интенсивность. Что затрудняет контроль дифференцированный подход до учебно-тренировочного процесса в целом.Необследованной, остается и многолетняя динамика основных показателей повышения спортивного мастерства юных футболистов, что охватывает весь цикл подготовки на одном и том же контингенте футболистов.Как известно развитие главных спортивных качеств юных футболистов имеет гетерохронный неодинаковый характер, который обусловлен прежде всего общебиологичными закономерностями возрастного развития. Рядом с этим занятия футболом специфично влияет на развитие двигательных способностей в зависимости от возраста юных футболистов.

Материал подготовил: Зубков В.З.

Информационная служба ДЮФК "Атлетик"

  • < Назад
  • Вперёд >

athletic-club.od.ua

Профессия футбольный селекционер | Cameo.red

Опубликовано: 25.10.2016 07:51 просмотров 975

 Trener_otkrivshiy_Stepenenko_Cameo.red_yaltaФутбольный тренер-селекционер Евгений Сандлер в эксклюзивном интервью рассказал о том, как ему удавалось находить самых талантливых ребят, даже в «забытых» деревнях и пыльных городах. Поведал также и о самых сокровенных и курьезных моментах своей жизни.

Евгений Сандлер вспоминает, - я любил футбол всей душой и никакие преграды не могли остановить мой порыв. Во время службы в армии, в городе Соликамске Пермской области в одном из матчей за армейский клуб, только представьте, я забил двадцать голов. После фееричного события я был приглашен в команду мастеров.

Для своего клуба я стал незаменимым игроком, тренер всегда мог положиться на меня в любой ситуации.

Евгений Федорович смотрел мечтательно куда глубже моих глаз, но после паузы он вновь продолжил увлекательный и богатый на события рассказ.

- Я мог играть, как в середине, так и на фланге выполняя различные поставленные передо мной задачи. Я любил наносить дальние удары. Бывали поединки, когда я забивал с середины поля.

Закончив карьеру футболиста, я посвятил себя поиску талантов. Научившись видеть игру изнутри, как игрок, я стал предугадывать будущее молодых футболистов. Шесть лет я проработал тренером-селекционером в команде высшей лиги, подарив футболу множество одаренных ребят.

- Евгений Федорович поведайте нам об этих счастливцах?

- Многих кого я заметил, стали звездами. Порой талантливых футболистов находил даже в забытых глубинках и запустелых провинциях. Например, вратаря Максима Коваля, которого в последствии купило «Динамо Киев» (3 миллиона евро) или опорного полузащитника Тараса Степаненко. Многие мировые футбольные специалисты отмечали их умелые действия и уверенную игру в самых серьезных поединках. 

- Какой на самом деле Тарас Степаненко?

- За пределами стадиона Тарас веселый и добродушный человек, но на поле он жесткий, даже моментами жестокий. В то время, когда он выступал за юношескую команду, он и тогда не щадил соперников. Нападающие под его опекой испытывали психологическое давление. После подкатов Тараса их часто уносили с поля. Порой он получал и красные карточки. За что тренер юношеской команды ругал его за чрезмерную грубость. Увы, но у Тараса Степаненко врожденный бойцовский характер и свое мнение, как необходимо отбирать мяч у соперников.  

Сейчас Тарас один из лучших опорных полузащитников во всем СНГ. Он напоминает мне Евгения Алдонина.

Valery_Lobanovskiy_Cameo.red_yalta- Расскажите, чем же сейчас занимается обладатель Кубка УЕФА?

- Женя ведет подготовительные работы по постройке футбольной базы в Гаспре. Это поистине удивительный проект, возможно, мы увидим в будущем известные российские футбольные команды, которые в межсезонья смогут проводить у нас сборы.  

- А какие планируются перемены в области спорта в самой Ялте?

- В скором времени российское правительство возьмется за реконструкции стадиона «Авангард». Я знаю, что его переименуют и на модернизацию выделят солидные средства. Уверен, что хороший стадион позитивно повлияет на имидж города в целом и Ялта станет центром культуры и здорового образа жизни. Ведь неудивительно, что знаменитые футбольные клубы еще с советских времен приезжали к нам на сборы.

- Какие известные футбольные деятели бывали у нас?

 - Многие клубы любили проводить зимнее межсезонье на ЮБК. С 80 года в наш солнечный край начали приезжать игроки киевского «Динамо». Впоследствии я познакомился с выдающимся футбольным специалистом Валерием Лобановским. Я старался учиться у таких великих людей, ведь он обладал необычайным чутьем на таланты. Он был скромен и отзывчив, щедро и без перебора раздавал автографы и шутил с футбольными болельщиками. Я горжусь знакомством с Валерием Васильевичем.

Footbol_v_yalte_Cameo.red

- Чем Вы занимались в Ялте помимо футбола?

- В Ялте, кем только я не работал, но про спорт никогда не забывал.

Официантом проработал недолго, но приятно вспомнить это золотое время.

В один из рабочих дней директор заявляет мне, что я буду представлять престиж ресторана на соревнованиях по легкой атлетике.

Забег проходил на ялтинской набережной, и тогда мне удалось обогнать всех участников и в итоге победить. Я был на седьмом небе, ведь коллеги не могли нарадоваться моим триумфом. Позже я устроился грузчиком в порт. С этого момента началась большая дружба с Виталием Маляровым, который приходился инструктором по спорту  тренировавшим футбольную команду «Черноморец». Этому выдающемуся человеку удалось собрать достойный коллектив, и под его началом мы выиграли престижный турнир «Кубок Черноморского пароходства».

Но это совсем другая история, возможно, когда-нибудь мы ее расскажем уже вместе с Виталием Маляровым…  

Автор интервью Андрей Руденко

cameo.red

Манифест "Селекция 12"

Мы благодарим руководство клуба за то внимание к детскому и юношескому футболу, которое оказывается в последние годы. Академия «Зенита» – лучший трансфер и долгосрочная инвестиция в развитие клуба.

Вместе с тем у нас есть понимание того, из каких клубов, регионов и стран в первую очередь мы хотели бы видеть игроков в «Зените». Повторимся, что мы исходим из того, что «Зенит» – символ нашего города, а, значит, должен отражать его суть, быть лицом в современном спорте. Кроме того, для нас принципиально важно, чтобы «Зенит» сохранил собственную идентичность, а не превратился в среднестатистическую европейскую команду со стандартным набором легионеров.

В этой связи в качестве предложения просим руководство клуба рассмотреть следующий подход в вопросе селекционных приоритетов и работы скаутской службы: 4 приоритетных «селекционных» направления, от самого главного к менее значимому:

Приоритетное направление №1. Санкт-Петербург и Ленинградская область.Этим людям не нужно многое объяснять, многие мальчишки родились и выросли здесь. Мы хотим видеть и слышать об усилиях наших селекционеров на чемпионатах города и области, районных соревнованиях, школьных чемпионатах, любительских турнирах. Мы хотим видеть результат работы селекционного отдела в виде появления новых местных "звёзд" и "звёздочек" в детских и юношеских командах. Для клуба это к тому же выгодно: содержание таких футболистов и их траты на переезд значительно снижаются. Кроме того, у клуба практически нет рисков по вопросу адаптации. Для нас это означает сохранение уникальности понятия «Зенит», лица клуба.

Приоритетное направление №2. Северо-Западный регион и Центральная Россия. С Северо-Западным регионом слово "Зенит" также имеет очень сильную историческую ассоциацию. В городе живёт и работает огромное количество людей из Мурманска, Архангельска, Петрозаводска, Пскова, Новгорода и т.д. Сюда исторически стекались и здесь оставались в большинстве своём самые сильные и талантливые представители этих городов и регионов. Петербургский клуб можно ассоциировать с ними.

Если говорить о Центральной России, то здесь речь идёт о самых талантливых русских мальчишках. Тех, для кого Зенит –мечта, шанс. И здесь мы готовы помогать клубу в вопросах адаптации молодых мальчишек, приехавших в Академию. Мы готовы знакомить их с городом и нашими традициями, чтобы зенитовский дух для них был напрямую связан с нашим великим городом. Впрочем, это же предложение касается и легионеров, приезжающих выступать за основной состав «Зенита», но клуб и сам очень многое делает в этом направлении.

Приоритетное направление №3. Остальная часть России, Украина и Белоруссия, славянские страны, страны Балтии и Скандинавии. Если необходимые таланты не находятся в вышеназванных регионах, значит, приоритет селекции должен быть смещён в остальные российские регионы. При этом, принимая во внимание многонациональность нашей страны, очень важен момент адаптации носителей других культурных кодов. Повторимся, мы исходим из того, что игрок, выступающий за «Зенит», представляет наш город на поле и за его пределами.

Почему из других стран мы отдаем предпочтение "братским республикам", странам Балтии и Скандинавии? Опять же – в силу исторических, социальных и культурных связей. С Белоруссией и Украиной нас связывает многовековая история единого государства, со славянскими странами – близость менталитетов, привычек и поведения. Нам также близки по духу скандинавы, жажда борьбы и самоотдача у них в крови. С балтийскими странами нас связывает долгая история межкультурных и деловых взаимоотношений, эти страны – наши соседи. Кроме того, по менталитету это – самые подходящие нам нации. Спокойные, ответственные, профессиональные, без склонностей к позёрству и симуляциям.

Приоритетное направление №4. Остальная часть Европы. Любые другие континенты, кроме Европы, по нашему мнению, не должны быть в приоритете для «Зенита». Это не означает, что это – табу. Но полёт в Латинскую Америку имеет смысл, только если мы честно и профессионально испробовали все возможности по поиску игроков в своем регионе, России и Европе.

Почему? Ответ прост – в этом нет навязшего в зубах расизма или национализма, просто у клуба пропадает региональная идентичность, мы перестаем себя с ним ассоциировать.

landscrona.ru

Новые тренировочные технологии в спорте: СЕЛЕКЦИЯ В ФУТБОЛЕ

Неверно, что вопрос селекции в футболе в настоящее время начал занимать главенствующее положение в подготовке футболистов. Основное  внимание тех, кто занимается обучением юных и молодых  футболистов  переключилось на поиски талантов, которые, по их мнению,  как бы их ни тренируй, чему бы и ни учи, всё равно станут хорошими игроками. И вот главный постулат такого взгляда –  на первом месте талант,  а как и чему учить не так важно и привёл к тому, что развитию системы обучения перестало уделяться достаточного внимания, что и привело к настоящему кризису обучения футболистов.   Тут сразу же могут возразить: «Какой там кризис, о чём Вы говорите?  Разве Вы не видите, сколько новых футбольных школ открывается, постоянно растёт численность занимающихся футболом, улучшаются условия занятий и т. п.».  Но тут же хочется спросить тех, кто стремиться к увеличению количества занимающихся в футбольных школах: « Вы какой результат хотите получить на выпуске количество или качество?». По количеству занимающихся футболом мы уже перегнали большинство «футбольных» стран, а хороших молодых футболистов у нас год от года всё меньше и меньше.  У нас что, талантливых детей стало меньше? Или они не хотят стать футболистами? Ничего подобного, талантов у нас ничуть не меньше, чем где бы то ни было, да и желания заниматься футболом предостаточно.  В чём же тогда состоит ошибка, приведшая к такому результату?   Для этого сначала надо разобраться с главным базовым вопросом развития качеств человека в динамике его жизни в обществе, начиная с раннего возраста. Главная  ошибка, из-за которой в обучении футболу, да и другим видам спорта стало то, что фактор генетической предрасположенности к спорту, стал считаться основным фактором определяющим направление деятельности в подготовке футболистов. Сама же система обучения отошла на второй,  а где-то и на более  дальние планы. Главным стал принцип «поиска талантов». Дошло даже до того, что главный тренер одного из ведущих футбольных клубов России предложил приглашать на обучение в детских российских футбольных школах детей из других регионов мира.  Ну что сказать по этому поводу. Мало того что взрослые африканские футболисты заполонили наши футбольные клубы, так давайте ещё и африканских детей учить в наших школах футболу. (Почему африканских? Другие к нам не поедут).  Как можно после таких заявлений считать такого «специалиста футбола» одним из лучших российских тренеров. Такое заявление мог высказать только тот,  кто не знает, как из талантливых детей можно вырастить хороших футболистов. Доверь такому тренеру хоть африканских детей, хоть российских всё равно он из них футболистов не сделает, потому как считает,  что футболистом надо родиться, и главная задача тренера это найти талант, а остальное не столь важно.  И это наивное заблуждение стало чуть ли не аксиомой во всём российском футболе. Пагубность такой точки зрения, что основное внимание должно уделяться селекции отражается на организации системы подготовки футбольного резерва от самых юных  до, в том числе и молодых футболистов.   Но по этому поводу тут же напрашивается сравнение. Если какого-то человека учить произносить английские слова, он что сможет говорить на китайском языке. Нет конечно, это совершенно ясно всем. Но почему же тогда обучая юных и молодых футболистов старому ненужному сейчас футболу,  мы надеемся получить из них первоклассных футболистов. Да какие бы они ни были талантливы они будут проявлять то чему их научили и их талант здесь как раз и будет проявляться в хорошем усвоении того чему их учат, а именно уже ненужному футболу. Или проще – талантливо обучаться тому, что уже не нужно, а порой и вредно в современном футболе.     И вот  селекционеры стали размышлять:  «Почему,  из, с таким трудом найденных  талантливых детей не получаются хорошие футболисты?» Думали, думали и придумали –  не по тем критериям ищем.  И, решили поменять критерии футбольной талантливости. Опять нашли таланты, но уже согласно  новым критериям. Обучили эти новые таланты, а результат тот же!? И из этих талантов отвечающих новым критериям, тоже не получается хороших футболистов. Опять «селекционеры» призадумались и пришли к выводу, что в России талантов нет, а есть они… в Африке. Это напоминает прошлые заверения «специалистов бокса» о том, что потомки африканцев лучшие в мире боксёры. Ну и что мы видим сейчас. Братья Кличко и  Денис Лебедев отобрали все титулы у этих потомков африканцев и в первую очередь за счёт лучшей подготовки,  хотя и талантом они тоже не обделены.  Вывод из сказанного один. Если хочешь говорить на китайском языке, то надо учиться произносить  не английские слова, а именно китайские, а если хочешь стать хорошим профессиональным футболистом то учись не прошедшему, а современному футболу и непременно в лучших его проявлениях.  Современная селекция в российском футболе заняла неподобающую ей главную позицию.  Все обсуждения  по подготовке футболистов сводятся  только к уровню талантливости или об отсутствии оного. И если из целой группы выпускников футбольной академии не получилось ни одного хорошего профессионального футболиста, то ответ один: «Не было среди них ни одного таланта».  Но ведь несколько лет назад их пригласили в академии из  разных регионов как  самых талантливых. И куда же впоследствии пропала талантливость у этих приглашённых детей? Да никуда талант не пропал, а просто научили не тому футболу. Неужели так сложно прийти к такому простому выводу –  ТО чему  футболиста  научишь, то именно ЭТО  он и будет проявлять на поле во время игры. И ответ на поставленный вопрос здесь должен быть один – чему научили, то и получили.  А в чём же тогда задача селекции? А задача селекции это только определить на перспективу,  насколько это возможно,  уровень предрасположенности к  футболу, и не более.  Подойдя к вопросу селекции с таких позиций, становится понятным, что главным и определяющим  фактором в процессе подготовке футболиста является система обучения, а точнее содержание учебного материала и высокоэффективная практика обучения.  А талант это всего лишь предрасположенность конкретного человека к определённому виду деятельности.  Повторюсь, предрасположенность и не более. Если талантливого ученика хорошо не обучать, то из него ничего и не получится.  Когда начинаешь говорить о таланте, то тут же подразумевают генетику и сыплют общими научными фразами, не терпящими возражения. Когда же пытаешься подробней узнать уровень знания этой самой генетики  то больше чем эти  заученные фразы  оппонент,  так рьяно отстаивающий главенство генетики,  и не знает.  А не знает он главного, что  за «вещественное» построение  тела отвечает  всего лишь пять процентов всего наследственного аппарата человека, всё остальное отвечает за  информационную перестройку клетки в ответ  на влияние окружающей среды.  А самым основным таким влиянием является ОБУЧЕНИЕ.  И именно обучение перестраивает тело человека соответственно усвоенной информации, то есть знаний.  А тот, кто говорит, что в спорте главное не знания а практические умения, то он должен знать, что в основе всех практических умений всегда лежат знания и что без  них (знаний)  никаких умений  не может быть в принципе.  Можно сказать ещё  более конкретно, что умения это проявление знаний на вещественном уровне.  А если   проще то – игра футболиста, которую мы наблюдаем,  это и есть проявление его футбольных знаний.  

Небольшое отступление. Несколько веков назад один из восточных правителей чтобы узнать, что в человеке от природы, а что от обучения провёл жестокий эксперимент. Десять только что родившихся младенцев забрали у матерей и поместили в пещеру,  полностью исключив общение не только с внешним миром, но и с кем бы то ни было. Даже единственный слуга,  который приносил им пищу,  был глухонемой.  В результате такой пятилетней изоляции, никто из детей не научился даже ходить,  не говоря уже о каких-то других осмысленных действиях. Их интеллект был ниже, чем у примитивных животных.  Все последующие попытки «очеловечить» их не увенчались успехом,  и никто из них  при последующем хорошем уходе не дожил даже до десятилетнего возраста.  Да это получился жестокий эксперимент, но  никто зла не хотел, и  такого результата никто не ожидал.  

Данный эксперимент лишь один из многочисленных подобных практических фактов (например, дети "маугли"), наглядно и именно на практике показывающий, что все знания в человеке от окружающей среды,  то есть от ОБУЧЕНИЯ, а талант это предрасположенность к определённому вида обучению, которая более успешно  формирует тело человека под этот обучаемый определённый вид деятельности.  В нашем случае это футбол. Поэтому, для того добиться успеха в деле подготовки своих футболистов, основные усилия в клубах должны быть в первую очередь направленны на становление высокоэффективной системы обучения футболистов, а селекция, отдельно от обучения, сама по себе, ничего не решает это только начало большого дела. Талантливый мальчик, да простят меня за такое сравнение, это  всего лишь хорошая заготовка, из которой если правильно обучить получится великолепное изделие, то есть высококлассный футболист, а если продолжать  обучать так как обучают сейчас то,  из талантливой заготовки будет постоянно получатся брак.  Разве не это мы сейчас и наблюдаем  в нашем системе подготовки футболистов. Сейчас в каждом клубе есть селекционные службы,  которые работают действительно хорошо и находят талантливых детей и юношей, а дальше, что с ними, с этими талантами происходит…?  А дальше их обучают. Но вопрос, как и чему? И какие футболисты, в результате такого обучения, из них получаются?  Видео тренировок по обучению скоростной технике футбола: http://www.youtube.com/channel/UCuKMUX0I3donfU8kp8ysXQw?feature=mhee

sportkuryachij.blogspot.com

«В селекционной работе тренерам должна помогать интуиция» - Популярные статьи

Тренеры-селекционеры ФШМ «Ростов» Юрий Деремов и Александр Константинов рассказали в интервью пресс-службе клуба о том, как ведется селекция в детско-юношеском футболе, по каким критериям отбираются ребята в школу, а также подчеркнули, что в работе детских тренеров важен акцент не только на футбольный талант, но и на человеческие качества.

- Сегодняшние реалии таковы, что селекция в специализированных детско-юношеских школах, в том числе и у нас, это постоянный поиск и ротация конкурентных молодых игроков не только в своих городах и областях, но и за их пределами, - поясняет Александр Константинов. - Приоритеты в этом деле, понятно, у «больших» клубов нашего футбола. Какую сильную российскую юношескую команду ни возьми, на 60-80 процентов она состоит из иногородних ребят. Вот почему кроме тщательной работы по «своим», жизнь заставляет обращать взор и в другие территории.

- В школе «Ростова» селекционный отбор начинается с семи лет, - уточняет Юрий Деремов. - В самом юном возрасте смотрим, насколько дети подвижные, быстрые, активные, смелые. С 7 до 11 лет берем в школу многих желающих. У ребят постарше уже обращаем внимание на взаимодействие с партнерами, выбор лучшего решения, лидерские качества, характер, ориентировку в пространстве. С 12 лет, когда мальчишки начинают играть на все поле, проводим более взыскательный анализ.

В нашей работе важно иметь хорошее чутье, интуицию. Это приходит с опытом. Чтобы получить полноценную картину, необходимо увидеть в игре мальчишку хотя бы 3-4 раза. Причем желательно, чтобы это были не только домашние матчи, но и гостевые. Есть ребята, которые блестяще выглядят в родных стенах, но тушуются на выезде. А есть обратные примеры. В любом случае мы должны понимать, чего от пацанов можно ждать. Стоит также отметить, что маленьких детей обычно просматриваем в городских соревнованиях. А вот с 12-летнего возраста - уже и в других районах области.

- А в других регионах ведется селекционная работа?

Деремов:

- Да, но в основном в соседних - в Черноземье и на Северном Кавказе. По Кавказу работаем корректно и деликатно, потому что там бывают случаи недостоверной информации по возрасту ребенка. В Черноземье такой проблемы нет, но там тренеры и ребята больше ориентированы на Москву. Однако столица России - это большое сито. Те, кто прошел сквозь него и не задержался, обжегся, готовы пробовать свои силы в других футбольных регионах, в том числе в Ростове.

Константинов:

- К сожалению, мы пока не можем на равных конкурировать с такими «монстрами», как школы Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Тольятти. Они в плане селекции работают по всей стране, в том числе и у нас. Мы же сосредоточены на соседних краях и областях. Однако перспективных парней приглашать нам все-таки удается. В текущем году основное внимание уделяем коллективам, которые выступают во всероссийских турнирах. Так, точечно пополнили команду 1998 года рождения тремя перспективными ребятами, команду 1999 года - четырьмя, 2000 года - двумя.

- Как ведется просмотр потенциальных новичков?

Деремов:

- По младшим возрастам работать чуть проще, не приходится надолго выезжать за пределы области. Посещаем городские и областные турниры, взаимодействуем с местными тренерами. Это, кстати, непростой момент. Любой наставник, подготовивший перспективного игрока, хотел бы получить компенсацию за свой труд. Это нормально, поэтому стараемся выстроить доверительные отношения, многое здесь решает личный контакт. ФШМ «Ростов» всегда выступает за обмен информацией и опытом, поэтому регулярно проводит мастер-классы для тренеров команд разных возрастов. Заинтересовываем детей и родителей, обязательно приглашаем тренеров из других городских и областных школ.

Константинов:

- Тренеры и воспитанники нашей школы проводят показательные тренировки. После этого общаемся с коллегами, делимся видеоматериалами, раздаем учебную литературу. Что касается нового набора в школу, то мы разбиваем понравившихся ребят на группы, проводим тестирование, затем «двусторонку». На тренерском совете делимся впечатлениями, кого-то отсеиваем, за кем-то продолжаем наблюдать. Тех ребят, кто неплохо зарекомендовал себя, снова приглашаем на просмотр.

- На какие качества юных футболистов тренеры обращают внимание прежде всего?

Деремов:

- Есть определенные критерии отбора: координация, скоростно-силовые возможности — бег, прыжки, быстрота ног. Антропометрия - вес, рост, объем легких. Те, кто по ним проходят, приглашаются на занятия уже с нашими ребятами. Тренеры углубленно смотрят на каждого потенциального новичка. Если парень подходит - оставляем, если нет, но есть задатки — следим дальше. Главное, чтобы у ребят был твердый характер и светлая голова. Если мальчик умеет на поле думать, не боится единоборств, у него есть шансы вырасти в хорошего футболиста. Характер - вообще основополагающая вещь, с детства надо прививать дух победителя.

Константинов:

- Иногда с ребятами приходится расставаться, однако это не значит, что мы просто избавляемся от них. Наоборот, рекомендуем перейти в другие школы, например по месту жительства. После этого какое-то время следим за их игрой в матчах первенства города, области. Бывает такое, что парень останавливается в футбольном развитии, но потом снова прибавляет и получает шанс вернуться.

- Не секрет, что все дети любят играть. В какой момент в их сознании происходит понимание того, что футбол - не просто игра, а еще и тяжелая работа?

Деремов:

- Конечно, все дети поначалу просто бегают за мячом, это нормально. Наставник постепенно переключает внимание своих подопечных с мяча на партнеров, соперников, свободное пространство. Где-то с 11-12 лет тренеры плавно разводят ребят по различным участкам поля.

Константинов:

- В ходе тренировок проявляются игровые склонности детей. Скоростные ребята лучше проявляют себя на флангах. Тех, кто быстро мыслит и вовремя открывается, определяют в атаку, а ребят с хорошим отбором, умеющих сыграть на опережение — в оборону.

Во время «двусторонок» видно, кто и где хочет и может играть лучше. Ребята интуитивно занимают свою позицию, в том числе и в воротах. Сначала наставники внимательно наблюдают за детьми, учитывают их желание, потом потихоньку выстраивают командную расстановку и схемы игры.

Казалось бы, это тонкости сугубо тренерской работы. Однако селекционеры должны хорошо знать ее и улавливать потребности тренеров в новых воспитанниках, работая с ними в унисон.

- Насколько важно в работе тренера общение с родителями ребенка?

Деремов:

- От родителей многое зависит, поэтому надо быть сними в тесном контакте. Стараемся показать им преимущества для ребенка в случае перехода в новый коллектив, снять все беспокойные вопросы по общеобразовательной подготовке и воспитанию. И для родителей, и для нас важен не только футбол, но и поведение в быту, ответственность, аккуратность, целеустремленность ребят.

Константинов:

- В ФШМ «Ростов» существует четкий план работы. Это образовательная футбольная программа для каждого возраста. Юные футболисты знают, какие к ним предъявляются требования и что их ждет впереди, сформулированы ориентиры для их развития. Наша сверхзадача - чтобы новички быстрее смогли адаптироваться к новым условиям.

bmsi.ru


Смотрите также