10.10. Планирование спортивной тренировки в футболе. План тренировки по футболу


10.10. Планирование спортивной тренировки в футболе

  • В настоящее время в футболе применяют годовое, этапное, опе­ративное и текущее планирование.

  • Годовой план составляется в соответствии с календарем сорев­нований и включает в себя тематический план учебно-тренировоч­ной работы. Годовой план включает в себя подготовительный, со­ревновательный и переходный периоды подготовки. Однако при подготовке юных футболистов говорить о периодизации нецеле­сообразно, так как учебно-тренировочный процесс должен быть направлен на овладение и совершенствование умений и навыков, развитие физических качеств с учетом возрастных особенностей юных футболистов. Этот процесс носит непрерывный характер.

  • В условиях нашей страны следует рассматривать годовой цикл подготовки высококвалифицированных футболистов, состоящий из вышеуказанных периодов.

  • Подготовительный период делится на два этапа (общеподго­товительный и специально-подготовительный) и имеет продолжи­тельность 3 мес. Основная направленность тренировочной работы в подготовительном периоде - приобретение спортивной формы с дальнейшей ее стабилизацией.

  • Соревновательный период продолжается около 8 мес. Главной целью тренировочного процесса в этом периоде является сохране­ние спортивной формы для достижения максимальных результа­тов в соревнованиях.

  • Переходный период длится 1,5 мес. В этот период футболисты в тренировочном процессе поддерживают спортивную форму. Ис­пользуются упражнения из других видов спорта (лыжи, акробати­ка, спортивные игры).

  • Этапное планирование включает в себя составление рабочего плана подготовки команды в одном из периодов. План подготови­тельного периода содержит в себе почасовой объем тренировочных занятий различной направленности, уточняет количество конт­рольных игр, раскрывает динамику нагрузки.

  • 466

  • План подготовки в соревновательном периоде включает в себя чередование различных микроциклов в зависимости от календаря соревнований, уточняет содержание и направленность тренировоч­ных занятий в межигровых циклах.

  • В переходном периоде план подготовки составляется с учетом на­грузок прошедшего сезона и включает в себя прежде всего почасо­вой объем восстановительных тренировочных занятий, а также уточ­няет объем и содержание индивидуальных тренировок футболистов.

  • Оперативное планирование включает в себя рабочий план под­готовки команды на срок от одной недели до месяца. В плане кон­кретизируется содержание тренировочных и соревновательных микроциклов, раскрывается динамика нагрузки и т.д.

  • Текущее планирование представляет собой конкретный план на одно тренировочное занятие с учетом возрастных особенностей, индивидуального физиологического состояния, динамики нагруз­ки в соответствующем микроцикле и т.д.

  • 10.11. Построение тренировочного процесса в годичном цикле

  • Построение тренировочного процесса в годичном цикле во мно­гом обусловлено календарем российский и международных сорев­нований по футболу.

  • Годичный цикл имеет следующие основные разделы:

  • studfiles.net

    Программа по футболу для учебно тренировочных групп 1 5 годов обучения

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Детско – юношеская спортивная школа»

    ПРИНЯТО

    на заседании

    педагогического совета

    МБОУДОД «ДЮСШ»

    протокол № ___________

    от « ________» _____________

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МБОУДОД «ДЮСШ» __________ С.Я. НовиковДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    ПРОГРАММА ПО ФУТБОЛУ

    ДЛЯ УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП

    1 – 5 ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ

    Направленность: физкультурно – спортивная

    Уровень: среднее (полное) общее образование

    Срок реализации: 5 лет

    Составители:

    тренеры – преподаватели

    Игнатьев А.С., Тяпкин В.И.. Петров А.А.

    г. Суворов

    2014 год

    Пояснительная запискаФутбол наиболее доступное, а следовательно массовое средство физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Футболом в России занимается около 8 млн.человек. Эта, поистине народная игра , пользуется популярностью у взрослых и детей. Футбол – атлетическая игра. Она способствует развитию быстроты, ловкости, выносливости, силы и прыгучести, Разнообразная и большая по объему двигательная активность на фоне растущего утомления требует проявления волевых качеств, необходимых для поддержания высокой игровой деятельности.

    В основе игры в футбол лежит борьба двух коллективов, игроки которой объединены общей целью-победой. Стремление к достижению победы приучает футболистов к коллективным действиям, взаимопомощи, воспитывает чувство дружбы и товарищества.

    Поскольку тренировки и соревнования по футболу проходят почти круглый год, они способствуют физической закалке, повышению иммунитета организма и расширению адаптационных возможностей.

    В тренировках по другим видам спорта футбол или его отдельные элементы используются в качестве дополнительного вида спорта. Это вызвано тем, что футбол благодаря своему особому воздействию на физическое развитие может споcобствовать успешной подготовке в избранной спортивной специализации. Игра в футбол может служить хорошим средством общей физической подготовки. Разнообразный бег с изменением направления, прыжки, удары , остановки и ведение мяча, проявление мах быстроты движения , развитие волевых качеств, тактического мышления – все это позволяет считать футбол такой спортивной игрой, которая совершенствует многие ценные качества, необходимые спортсмену любой специализации.

    Эмоциональные особенности позволяют использовать игру в футбол или упражнения в технике овладения мячом в качестве средства активного отдыха.

    Занятия футболом являются важным средством вовлечения широких слоев населения в систематические занятия физической культурой.

    Цель программы:

    Данная программа разработана для многолетней подготовки футболистов.

    Задачи программы:

    1. Укрепление здоровья и закаливание организма;

    2. Привитие интереса к систематическим занятиям футболом;

    3. Обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;

    4. Подготовка и выполнение переводных норм

    5. Развитие инструкторских и судейских навыков;

    6. Овладение техническими приемами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол;

    7. Освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола; участие в соревнованиях по футболу;

    8.Усвоение основных положений методики спортивной тренировки футболистов;

    9. Совершенствование навыков самостоятельных занятий.

    10. Воспитание спортивного трудолюбия. Данная программа составлена для учебно-тренировочных групп 1-5 года обучения, рассчитана на 43 учебных недели для занимающихся .

    Учебная нагрузка: 1 год-12 часов в неделю, 2 год – 14 часов в неделю, 3 год – 16 часов в неделю, 4- 18 часов в неделю, 5 год- 20 часов в неделю. Направленность программы – физкультурно-спортивная.

    Наполняемость групп:

    1-2 год- 10 человек;

    3 год – 9 человек;

    4-5 год- 8 человек.

    В конце года учащиеся сдают итоговые контрольные упражнения, которые прилагаются к программе. Срок реализации программы 5 лет

    Учебный план

    Содержание материала УТ - 1 УТ - 2 УТ - 3 УТ - 4 УТ - 5
    Теоретические занятия 10 10 10 10 10
    Практические занятия:
    1. Общая физическая подготовка
    2. Специальная физическая подготовка
    3. Техническая подготовка
    4. Тактическая подготовка
    5. Учебные и тренировочные игры
    6. Инструкторская практика
    7. Медико – биологический контроль
    8. Сдача нормативов
    120

    145

    70

    70

    76

    4

    10

    11

    200

    128

    80

    80

    76

    6

    10

    12

    211

    169

    80

    90

    98

    7

    10

    13

    200

    254

    80

    100

    98

    8

    10

    14

    250

    260

    80

    120

    98

    17

    10

    15

    итого 516 602 688 774 860

    Содержание и планирование занятийСодержание теоретических занятий1.Правила поведения на спортивной площадке, футбольном поле, бассейне. Техника безопасности при занятиях спортивными играми.

    2. История развития футбола в России и успех российских футболистов на международной арене. Динамика достижений юных футболистов различных возрастов в России и за рубежом.

    3. Гигиена, режим и питание, закаливание спортсмена. Режим дня. Требования к спортивной одежде. Значение водных процедур. . Массаж и его значение. Средства восстановления

    4. Строение и функции организма человека. Влияние физических упражнений на организм человека. Костная и мышечная системы. Сердце и кровообращение. Нервная система.

    5. Врачебный контроль с самоконтроль. Дневник самоконтроля. Травмы и причины их возникновения. Предупреждение травматизма.

    6. Физическая подготовка футболиста. ОФП как фундамент для будущей специализации. Принципы составления комплексов упражнений для развития силы и гибкости, выносливости, координации.

    7.Правила соревнований по футболу. Виды и программа соревнований. Календарь соревнований. Обязанности и права участников. Судейская коллегия. Установка на игру.

    8.Тактика игры в футбол (в защите, атаке, полузащите).

    9.Морально-волевая подготовка спортсменов. Содержание практических занятийОбщая физическая подготовка (для всех групп занимающихся).Строевые упражнения:

    Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах.

    Повороты на месте, размыкание уступами.

    Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два.

    Перемена направления движения строя.

    Обозначение шага на месте.

    Изменение скорости движения.

    Повороты в движении. Общеразвивающие упражнения:

    Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.

    Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.

    Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной осанки в различных исходных положениях: наклоны, повороты, вращения туловища; в положении лежа - поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.

    Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.

    Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах - повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. Упражнения с предметами:

    Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперед, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе.

    Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами -броски, ловля в различных исходных положениях стоя, сидя, лежа , с поворотами и приседаниями; упражнения в парах и группах вес мячей 2 - 4 кг . Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания. Акробатические упражнения:

    Кувырки вперед, назад и в стороны в группировке, полушпагат; перевороты в стороны и вперед. Подвижные игры и эстафеты:

    Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов. Гимнастические упражнения:

    Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, лестница, скамейка, перекладина; прыжки Спортивные игры:

    Ручной мяч, баскетбол.

    Специальная физическая подготовка. (для всех групп занимающихся)Развитие силы:

    Приседание с отягощением гантели, набивные мячи весом 2 - 4 кг, мешочки с песком 3 - 5 кг, диск от штанги.

    Поскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением.

    Приседание на одной ноге «пистолет» с последующим подскоком вверх.

    Лежа на животе - сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора для укрепления мышц задней поверхности бедра.

    Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед.

    Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.

    Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность.

    Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.

    Для вратарей. Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах; тоже, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами; в упоре лежа передвижение на руках вправо, влево, по кругу, носки ног на месте; в упоре лежа хлопки ладонями.

    Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором.

    Сжимание теннисного резинового мяча.

    Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками особое внимание обращать на движения кистями и пальцами.

    Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность. Упражнения в ловле и бросках набивных мячей, бросаемых 2-3 партнерами с разных сторон.

    Серии прыжков /по 4-8/ в «стойке вратаря» толчком двух ног в стороны, тоже приставным шагом, тоже с отягощением.

    Развитие быстроты:

    Повторное пробегание коротких отрезков /10-30 м/ из различных исходных стартовых положений лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, находясь в положении широкого выпада; медленного бега, подпрыгивание или бег на месте и в разных направлениях.

    Бег с изменением направления до 180°.

    Бег прыжками.

    Эстафетный бег.

    Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении и т. п.

    «Челночный бег», но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно -спиной вперед и т. д.

    Бег боком и спиной вперед на 10 - 20 м наперегонки.

    Бег змейкой между расставленными в различном положении стойками, неподвижными или медленно передвигающимися партнерами.

    Бег с быстрым изменением способа передвижения например, быстрый переход с обычного бега на бег спиной вперед.

    Ускорения и рывки с мячом до 30 м.

    Обводка препятствий на скорость.

    Рывки к мячу с последующим ударом по воротам.

    Выполнение элементов техники в быстром темпе например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель.

    Для вратарей. Из «стойки вратаря» рывки на 5 - 15 м из ворот: на перехват или отбивание высоко летящего мяча на прострел мяча с фланга. Из положения приседа, широкого выпада, седа, лежа – рывки на 2 - 3 м с последующей ловлей или отбиванием мяча.

    Упражнения в ловле мячей пробитых пол воротам.

    Упражнения в ловле теннисного малого мяча. Игра в баскетбол по упрощенным правилам. Развитие ловкости:

    Прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой; то же выполняя в прыжке поворот на 90-180°.

    Прыжки вперед с поворотом и имитацией головой и ногами.

    Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте.

    Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо на газоне футбольного поля.

    Держание мяча в воздухе жонглирование, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой; ведение мяча головой.

    Парные и групповые упражнения с выполнением заданий.

    Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом» и другие.

    Для вратарей. Прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч руками кулаком; то же с поворотом до 180°.

    Упражнения в различных прыжках с короткой скакалкой.

    Прыжки с поворотами, используя подкидной трамплин. Развитие специальной выносливост:

    Переменный и повторный бег с ведением мяча.

    Двусторонние игры для старшей группы.

    Двусторонние игры с уменьшенным по численности составами команд. Игровые упражнения с мячом трое против трех, трое против двух ит.п. большой интенсивности.

    Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течение 3-10 минут. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам, с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.

    Для вратарей. Повторная, непрерывная в течение 5-12 минут ловля мяча, отбивание мяча с падением, когда удары по воротам выполняются с минимальными интервалами 3-5 игроками. Упражнения для формирования у футболистов правильных движений, выпоняемых без мяча:

    Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом вправо и влево, изменяя ритм за чет различной длины шагов и скорости движения.

    Ацикличный бег с повторными скачками на одной ноге.

    Прыжки: вверх, вверх - вперед, вверх - вправо, вверх - влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега.

    Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом.

    Повороты во время бега вперед и назад направо, налево и кругом переступая и на одной ноге.

    Остановка во время бега - выпадом, прыжком и переступанием. Техническая подготовкаДля учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения.Удары по мячу ногой.

    -удары подъемом внешней, внутренней частью и серединой, стопой внутренней и внешней стороной по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу.

    -удары перекидные через голову противника.

    -резаные удары внутренней и внешней частью подъема по катящемуся вперед, навстречу и сбоку мячу.

    -удары с полулета всеми способами.

    -выполнение всех ударов после остановки, ведения и рывков, посылая мяч на короткие, среднее и дальнее расстояние, придавая мячу различное направление полета.

    -откидка мяча внешней частью подъема при ведении.

    -удары: на точность, силу и дальность; после ведения на высокой скорости, с пассивным и активным сопротивлением, с оценкой тактической обстановки перед выполнением удара; маскируя момент и направление предполагаемого удара.

    Удары по мячу головой.

    -удары серединой и боковой частью лба без прыжка и в прыжке с разбега по летящему с различной скоростью и траекторией мячу.

    -удары вниз и верхом, вперед, в стороны и назад по ходу полета мяча, посылая мяч на короткое и среднее расстояние с пассивным и активным сопротивлением, с оценкой тактической обстановки перед выполнением удара.

    -резанные удары боковой частью лба.

    -перевод мяча лбом.

    -удары на точность

    Остановка мяча.

    -остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося мяча с поворотом на 90° в зависимости от расположения игроков противника и создавшейся игровой обстановки.

    -остановка опускающегося мяча бедром и лбом.

    -остановка изученными способами мячей, катящихся или летящих с различной скоростью и траекторией, с разных расстояний и направлений, на высокой скорости движения с последующим ударом или рывком.

    Ведение мяча.

    -ведение серединой подъема, носком и внутренней стороной стопы.

    -ведение всеми изученными способами с увеличением скорости движения, выполняя рывки, не теряя контроль над мячом, с обводкой движущихся и противодействующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая телом.

    Ложные движения /финты/.

    -обучение финтам: при ведении показать остановку мяча подошвой без касания или с касанием мяча подошвой или удар пяткой назад -рывком уйти с мячом вперед;

    -быстро отвести мяч подошвой ноги под себя -уйти с мячом вперед;

    -быстро отвести мяч ногой под себя -повернуться и уйти с мячом в сторону или назад;

    -при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнеру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперед, увлекая противника /«скрещивание»/;

    -ложная передача мяча партнеру.

    Отбор мяча.

    -отбор мяча при единоборстве с противником, применяя накладывание стопы на мяч, выполняя ложные движения и вызывая противника на определенные действия с мячом, с целью отбора мяча.

    -обучение умению выбрать момент для отбора мяча.

    Вбрасывание мяча.

    -вбрасывание из-за боковой линии с места – из положения параллельного расположения ступней ног.

    -вбрасывание мяча изученными способами с разбега: на точность и дальность /по коридору шириной 2-3 м/.

    Техника игры вратаря.

    -ловля в броске мяча, летящего в сторону от вратаря на высоте живота, груди, головы и колен. Ловля катящегося в сторону мяча в броске.

    -ловля катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением и в броске.

    -ловля опускающихся и прыгающих мячей.

    -отбивание ладонями, пальцами рук и броске мячей, летящих в сторону от вратаря на высоте живота, груди, головы и колен.

    -отбивание ладонями, пальцами рук катящегося мяча в броске.

    -перевод мяча через перекладину ворот ладонями двумя, одной в прыжке.

    -броски мяча одной рукой с боковым замахом и снизу на точность и дальность.

    -бросок мяча одной рукой из-за плеча на дальность и точность.

    -выбивание мяча с рук и с полулета на точность и дальность. Выбивание мяча с земли и с рук на дальность и точность. Для учебно-тренировочных групп 3-го и 4-го годов обученияУдары по мячу ногой.

    -удары по летящему мячу различными способами с поворотом на 90-180° и в прыжке.

    -резанные удары внешней и внутренней частями подъема по летящему мячу.

    -удар «подсечка» /носком/ .

    -бросок мяча подъемом.

    -переводы мяча стопой и грудью.

    -удары на точность, силу и дальность.

    Остановка мяча.

    -остановка с поворотом на 180° - внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча; грудью

    -летящего мяча.

    -остановка подъемом опускающегося мяча.

    -остановка мяча на высокой скорости движения, выводя мяч на удобную позицию для последующих действий.

    Ведение мяча.

    Совершенствование всех способов ведения мяча, увеличивая скорость

    движения, выполняя рывки и обводку.

    Ложные движения /финты/.

    Обучение финтам; показать стремление овладеть мячом, катящимся навстречу или сбоку, и неожиданно пропустить каждого игрока в условиях игровых упражнений, товарищеских и календарных игр.

    Отбор мяча. Совершенствовать умение определять /предугадывать/ замысел противника, владеющего мячом, момент для отбора мяча и безошибочно применять избранный способ овладения мячом.

    Вбрасывание мяча.

    Совершенствовать точность и дальность вбрасывания мяча, изменяя расстояние до цели, взбрасывание мяча партнеру для приема его ногами и головой.

    Техника игры вратаря.

    Совершенствовать технику ловли и отбивания мяча, находясь в воротах и на выходе из ворот, обращая внимание на быстроту реакции, на амортизирующее /уступающее/ движение кистями и предплечьями при ловле мяча, на мягкое приземление при ловле мяча в броске. Совершенствовать броски руками и выбивание мяча ногами на точность и дальность. Для учебно-тренировочной группы 5-го года обучения и группы спортивного совершенствованияУдары по мячу ногой.

    Совершенствовать точность ударов цель, в ворота, движущемуся партнеру.

    Уметь соизмерять силу удара, придавать мячу различную траекторию полета, точно выполнять длинные передачи, выполнять удары из трудных положений боком, спиной, к направлению удара, в прыжке, с падением. Совершенствовать умение точно, быстро и неожиданно для вратаря производить удары поворотам.

    Удары по мячу головой.

    Совершенствовать технику ударов лбом, особенно в прыжке, выполняя их с активным сопротивлением, обращая при этом внимание на высокий прыжок, выигрыш единоборства и точность направления полета мяча.

    Остановка мяча.

    Совершенствовать остановку мяча различными способами, выполняя приемы с наименьшей затратой времени, на высокой скорости движения, приводя мяч в удобное положение для дальнейших действий.

    Ведение мяча.

    Совершенствовать ведение мяча различными способами правой и левой

    ногой на высокой скорости, изменяя направление и ритм движения, применяя финты, надежно контролируя мяч и наблюдая за игровой обстановкой.

    Ложные движения /финты/.

    Совершенствовать финты с учетом развития у занимающихся двигательных качеств и игрового места в составе команды, обращая особое внимание на совершенствование «коронных» финтов. Тактическая подготовкаДля учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения.- упражнения для совершенствования умения ориентироваться

    -игра в пятнашки в парах на ограниченной площадке играют 3-4 пары. 6-8 игроков образуют круг. Стоя на месте, передают друг другу в одно касание 2 мяча. На ограниченной площади 4-5 пар с мячами перемещаются в любом направлении и передают друг другу мячи.

    Тактические действия полевых игроков.

    В нападении в защите, играя по избранной тактической системе в составе команды, уметь выполнять основные обязанности на своем игровом месте.

    В нападении:

    -уметь освобождаться из-под опеки противника для получения мяча;

    -выигрывать единоборство, применяя обводку и ложные движения;

    -правильно взаимодействовать с партнерами при равном соотношении и численном превосходстве защитников соперника, используя короткие и средние передачи;

    -атаковать со сменой и без смены мест флангом и через центр;

    -применять «скрещивание» и игру «в стенку»;

    -начинать и развивать атаки из стандартных положений.

    В защите:

    -уметь действовать в защите, играя по принципу персональной опеки контролировать подопечного игрока соперника и комбинированной обороны;

    -подстраховывать и помогать партнеру;

    -правильно действовать, отражая атаки соперника при равном соотношении сил и при его численном преимуществе;

    -взаимодействовать с вратарем;

    -уметь правильно занимать позицию и страховать партнера при атаке противника флангом и через центр;

    -совершенствовать оборонительные действия при введении мяча в игру из стандартных положений.

    Тактика вратаря.

    -уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящихся по земле и летящих на различной высоте мячей;

    -подсказывать партнерам по обороне, как занять правильную позицию;

    -выполнять с защитниками комбинации при введении и мяча в игру ударом отворот;

    -вводить мяч в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру. Для учебно-тренировочных групп 3-го, 4-го, 5 – го годов обученияТактические действия полевых игроков. Совершенствовать игру по избранной тактической системе, учитывая индивидуальные особенности игроков, (быстрый старт, сильный и прицельный удар по воротам, прыгучесть и умение выигрывать единоборство при игре головой, скоростную обводку, надежный отбор мяча, умение плотно закрывать подопечного игрока и др.). Уметь перестраивать тактический план игры, сохраняя четкое взаимодействие в линиях защиты и нападения.

    В нападении: совершенствовать -быстроту организации контратак, выполняя продольные и диагональные, средние, длинные передачи; тактические комбинации со сменой игровых мест в ходе развития атаки; создание численного перевеса в атаке за счет подключения полузащитников и крайних защитников; остроту действий в завершающей фазе атаки.

    В защите: совершенствовать -игру по принципу комбинированной обороны; умение центральных защитников играть по зонному принципу; слаженность действий и взаимостраховку при атаке численно превосходящего соперника; усиление обороны за счет увеличения числа обороняющихся игроков.

    Тактика вратаря. Совершенствовать умение определять направление возможного удара, занимая в соответствии с этим наиболее выгодную позицию и применять наиболее рациональные технические приемы. Совершенствовать игру на выходах, быструю организацию контратаки, руководство игрой партнеров по обороне. Учебные и тренировочные игры (для всех групп занимающихся).В процессе учебных игр занимающихся учат правильно располагаться при переходе от обороны к атаке. Проводятся игры в 2-4 касания. Даются задания в игре на основе пройденного материала по технике и тактике.

    Инструкторская и судейская практика (для всех групп занимающихся).-совершенствование навыков в организации группы /построение, подача

    основных строевых команд.

    -уметь подобрать упражнения для основной части урока и провести ее.

    -уметь организовывать и проводить занятия с новичками секций футбола

    общеобразовательных школ, командами футбольных клубов.

    -практика судейства в процессе учебных занятий, соревнований спортивной школы, районных и городских соревнований.

    Медико-биологический контроль

    Основными задачами медико – биологического контроля являются следующее:

    1. определение состояния здоровья и уровня функционального состояния юных спортсменов для занятий
    2. систематические наблюдения за изменениями в состоянии физической подготовленности, происходящими под влиянием регулярных занятий, и определение индивидуальных норм нагрузок
    Контроль за состоянием здоровья юного спортсмена осуществляется врачом детско – юношеской спортивной школы и специалистами врачебно – физкультурного диспансера, медсестрой ДЮСШ.

    Контроль за состоянием здоровья и переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок позволяет своевременно принимать необходимые лечебно – профилактические меры. Следует отметить необходимость сознательного участия в самоконтроле самого спортсмена. В этой связи необходимо ознакомить юного спортсмена с описанием признаков утомления и оценкой самочувствия.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Аркадьев Б.А. Тактика футбольной игры. ФиС. 1962.

    2. Апухтин Б.Т. Обманные приемы в футболе. ФиС . 1969.

    3. Единая всероссийская спортивная классификация

    4. Конов И.И. Игра нападающих. ФИС . 1967.

    5. Калинин А.П.Игра защитников. ФиС . 1967.

    6. Латышев Н.Г.Судейство соревнований по футболу. ФиС. 1966.

    7. Лясковский К.П. Техникаударов . ФиС . 1973.

    8. Подготовка молодого футболиста, под редакцией Яноша Палфан. ФиС 1973

    9. Парамонов А.А. Игра полузащитников. ФиС. 1967.

    10. Правила игры в футбол. ФиС . 1973.

    11. Рогальский Н., Дегель Э. Футбол для юношей. ФиС .1971.

    12. СушковМ.П. Футбол. 6-еизд. ФиС 1966.

    13. Фокин Е.В. Игра вратаря. ФиС . 1967.

    14. Футбол. Учебное пособие для тренеров. 2-е изд. ФиС . 1969

    15. Штуденер X. Вольф В. Тренировка футболистов. Ф. иС. 1970.

    16. Все о футболе /страны, клубы, турниры, футболисты, тренеры, судьи/. Фи С.1972.

    17. Хаддерготт К.Х. Новая футбольная школа. ФиС .1976.

    18. Приндлер М. идр. Техническая и тактическая подготовка футболистов. Фи С. 1976

    19. Гриндлер К. и др. Физическая подготовка футболистов. ФиС . 1976.

    20. Сто лет российскому футболу. РФС . Москва. 1997.

    21. Сборник «Все обо всем» Футбол. Москва . ACT 2000.

    22. Футбольная энциклопедия. Москва. ACT. 2001.

    23. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов, «Спорт в школе» №№12,13,14,15.2001.

    l.120-bal.ru

    Тренировки футболистов

    Множество молодых людей занимаются или желают заниматься футболом. Так как же правильно строить тренировки футболистов, к какой методике тренировок обратиться, как правильно реализовать свой игровой потенциал?

    Основные характеристики

    Оптимальным возрастом, когда юноше можно начинать профессионально заниматься футболом, считается 15 лет. Ограничения по весу: от 50-ти до 90 кг. Главной характерной чертой любого полевого игрока считается дриблинг, поэтому с самого начала нужно делать главный упор на тренировки в движении, работу с мячом. В профессиональных командах ежедневным тренировкам отводят 4-6 часов, прибавляя ещё полноценный 90-минутный спарринг, у юношей и детей – совсем другие нагрузки.

    До 8 лет дети получают первые футбольные навыки, закладывается фундамент игры, с этого же возраста начинается специализация, т.е. работа исключительно на своё предполагаемое амплуа. К 11-ти годам навыки наработаны, специализация закреплена – начинается их оттачивание плюс совершенствование. Практическая подготовка в тренировочном процессе должна иметь перевес над теоретическими занятиями примерно 8:1. Особый уклон на тактические занятия делается уже в сознательном для футболистов возрасте (15-18 лет). Для молодого футболиста подход к овладению техникой должен содержать следующие этапы:

    - Знакомство с дриблингом, начало скоростной работы.

    - Изучение основных финтов, постоянная работа с мячом в движении.

    - Закрепление навыков дриблинга.

    В работе с мячом выделяют этапы обработки, собственно, «владения» мячом плюс ставка (в случае с игроками полузащиты) делается на пас. В юношеском возрасте в организм футболиста закладываются все данные, чтобы во время профессиональной карьеры он мог играть 45-60 игр за сезон (хотя у большинства футболистов пяти ведущих европейских чемпионатов редко набегает даже 40 игр за сезон).

    Тренировки футболистов, их влияние на формирование футболиста

    Согласно большинству методик, скоростно-силовой комплекс нужно развивать с 13-ти лет, когда организм, по большому счёту, сформировался. До 13-ти упор делается на развитие скоростного потенциала, потом идёт основная работа на «физику» и развитие мышечного комплекса. Футбольные методики различаются и по принадлежности к странам. В футбольных школах Италии учат, прежде всего, грамотной игре в полузащите со смещением в защиту. Здесь очень много времени уделяется тактике, в отличие от Испании, Голландии, где основная ставка сделана на дриблинг и скоростные упражнения. Английская футбольная школа – это баланс выносливости и дриблинга, здесь повышенное внимание уделено точности и завершённости дальних передач. Скандинавские футбольные школы – это обрабатывание стандартов и тренировка выносливости изо дня в день до 14-15-ти лет.

    Мнение, что в подготовительный период (стартовый, с 6 до 12 лет) нужно закладывать основы выносливости, тренировать молодого футболиста в условиях диких нагрузок – ошибочно. В подготовительный период тренировки футболиста следует как раз больше внимания уделить финтам, умению правильно выбирать позицию на поле, игре в пас, а не физической выносливости. Выносливость приходит с годами, когда организм становится восприимчивым к увеличивающимся нагрузкам. Некоторые тренеры советуют придерживаться плана в 3 тренировки в день, другие подходят к этому вопросу с более оптимальным решением – 2 тренировки в день (утром – беговая плюс силовая, вечером – работа с мячом, исключая всякие кроссы – всего за день должно выходить 6-8 часов тренировочных занятий). Очень осторожно нужно относиться к тренировкам без мяча – футболист в этом случае должен быть предельно занятым плюс не уставать (работа без мяча чревата травмами мышц), здесь следует чередовать насыщенный бег с разминочным (по две пробежки каждого вида). Тренировки без мяча перемежаются вспомогательными упражнениями (работа в паре, имитация движений без мяча). Особое внимание в молодёжных командах уделяют вопросу питания: норма, начиная с 6-летнего возраста (здесь питание не играет очень важной роли) до 16-летнего вырастает до 1700 Ккал в день – при таком объёме игрок может проводить стабильные два матча в неделю и полноценные тренировки 4 дня в неделю, исключая тренировки в день матча плюс один выходной день в неделю при таком темпе игры (если команда проводит не более одного профессионального матча в неделю, персональные выходные ей вообще не нужны). К 20-ти годам каждый футболист обязан проходить особые тесты на выносливость (в таком возрасте этот компонент становится наиболее важен), которые заключаются в измерении стандартной скорости для данного игрока: если он не может бежать на скорости 2,7-3 м/с больше 5-10 с (начинает при этом уставать), то на таком футболисте можно ставить крест на период восстановления: обычно процесс набора игровых кондиций занимает не одну неделю.

    Венгерская, как и европейская в целом, система тренировки футболистов к сезону состоит из четырёх периодов (в этом сущность годового европейского цикла) – причём это начинает проявляться на профессиональном уровне (в юношеских лигах с обилием незапланированных турниров подобной четырёхступенчатости придерживаться трудно). Цикл «вкатывания» в сезон и подготовки к первым турам – особый процесс, требующий фундаментальных тренировок по «закладыванию» физики и отработке командной игры. Далее идут период пика формы и её поддержания в течение как можно большего времени. МирСоветов сообщает, что совсем не так подходят к тренировкам в Латинской Америке: система двух чемпионатов за сезон требует более гибкого подхода к развитию и поддерживанию формы футболистов.

    В футбольных школах России, по примеру Запада, тренировочный процесс для юношей делят на собственно «тренировки» и контрольные срезы (школьники независимо от пика формы показывают всё, на что способны в плане дриблинга и игрового мышления), кроме того, нередки смешанные тренировки (осваивается большой объём нагрузки – тренеры смотрят, на что способны юноши на максимуме «износа», правда, при этом нередка травматичность, но условия – самые боевые). Смешанные тренировки особенно актуальны в период 12-14 лет, во время перестройки организма.

    В футбольных тренировках выделяют непрерывный подход и подход с чередованием серии упражнений. Непрерывный интенсивен и короток (кросс плюс двусторонка – всё вместе не длиннее полутора часов). Прерывный включает в себя серии разминочных упражнений, паузы, в результате которых увеличивается объём сделанного, но не растёт нагрузка. Вместе с тем стоит отметить, что игра никогда не будет проходить как интенсивная тренировка – футболисты подменяют друг друга в течение матча, чередуют активные фазы с пассивными. Однако лучшие клубы мира проводят матчи зачастую и в бешеном темпе – не сбивая ритма в течение всего поединка, действуя предельно заряженно все 90 минут. Но таких клубов единицы – «Барселона», «Аякс», «Интер».

    Пример тренировки футболистов

    Вся тренировка делится на вводную разминку, основную (тяжёлая работа) и заключительную часть, в ходе которой футболисты разгружают мышцы и отходят от нагрузок. Кроме того, отдельные часы отведены теоретическим занятиям, где футболистам преподносят вопросы тактики, разбирают футбольные схемы.

    Двухчасовая тренировка не требует предварительного полного плана. Обычно она начинается с разминки или лёгкого бега (занимает 7-10 минут), после чего следует комплекс упражнений (причем тренирующиеся могут быть разделены на несколько групп – в зависимости от того, какой элемент отрабатывается – игра головой, дальние удары, взаимодействие в средней линии).

    Упражнения (самые разные, в том числе работа в эстафетах) продолжаются 25-30 минут, после чего команда делится на две половины и переходит к двусторонке (обычно игра проходит на одной половине поля, чтобы исключить разброс сил футболистов – плюс компактность поля, в сущности сведённого к мини-футбольному, способствует увеличению КПД, борьбы на фактически «клочке» поля: футболисты не боятся идти на контакт, играть на пределе сил).

    По окончании двусторонки команда совершает общий кросс (игроки, не набравшие необходимых кондиций, занимаются по индивидуальной программе – с увеличенными нагрузками).

    Рекомендации для подростков, которые хотят учиться играть в футбол

    Следует принимать как должное то, что ваш талант, возможно, не оценят. Уровень предложения и спроса на футбольном рынке сейчас настолько велик, что вашего дарования могут попросту не заметить – и вам придётся играть в лучшем случае во второй лиге или преподавать где-нибудь на спортивной кафедре.

    Самую большую отдачу первые годы занятий нужно демонстрировать на тренировках – чтобы заложить правильный футбольный фундамент, чтобы как следует натренировать выносливость. Выкладываться ли в играх на все сто процентов? Вряд ли стоит это делать в юном возрасте, ещё не имея контракта с профессиональным клубом – есть риск получить травму, которая перечеркнёт весь ваш тренировочный процесс, а вместе с ним и футбольное будущее. Ориентироваться надо не только на сверстников, занимающихся в одной с вами спортшколе, а на игроков старшего возраста, на футболистов из других спортшкол.

    Имейте в ввиду, что, приобретая футбольное мастерство, вы лишаетесь возможности получать обычное начальное образование и, чтобы не отстать от госпрограммы и поступить с течением лет в какое-либо учебное заведение, вам придётся заниматься либо с репетитором, либо осваивать всё самому. В любом случае учеба и спорт для вас пойдут по одной дорожке, если только вы сделаете акцент на футболе, например, а учёба станет для вас чем-то вроде вечернего факультатива или заочного получения знаний.

    • < Назад
    • Вперёд >

    www.dokaball.com

    План конспект тренировочного занятия по футболу

    План-конспект учебно-тренировочного занятия по футболу

    Дата проведения: 15 апреля 2015года

    Место проведения: футбольное поле

    Тренер: Симакин Сергей Евгеньевич

    Количество занимающихся: 25человек

    Инвентарь: мячи, жилеты, конусы, маркеры, стойки.

    Тема: Передача мяча внутренней стороной стопы. Учебная игра в футбол.

    Задачи:

    1. Закрепить технику передач мяча внутренней стороной стопы в движении.

    2. Воспитание общей быстроты и скоростно-силовых качеств.

    3. Формирование индивидуальной технико-тактической подготовки.

    Части занятия

    Содержание

    Дозировка

    Организационно-методические указания

    Вводная часть

    6 мин

    Объяснение задач занятия

    6 мин

    Проверить готовность учащихся к занятиям

    I

    Подготовительная часть

    28 мин

    -Комплекс общеразвивающих

    -упражнений без мяча и с мячом,

    -«Квадрат» 5 на 5 игроков на площадке 10 м Х 10 м,

    -Стретчинг

    15 мин

    10мин

    3 мин.

    В парах (1 мяч на 2 игрока, расстояние между партнёрами 15 м)

    передачи мяча - руками, можно чередовать прием мяча после передачи его по воздуху с приемом после отскока от газона

    II

    Основная часть

    100 мин

    Передача мяча в движении (вперёд-назад)

    20 мин

    В парах (внешним, внутренним, прямым подъёмом)

    Жонглирование мячом

    10 мин

    В парах: головой, ногами

    Передача мяча в парах

    10 мин

    В парах

    Передачи в тройках

    10 мин

    Бедро, грудь, голова

    Удары по воротам

    20 раз

    Треугольник

    Игрок №1 передаёт мяч игроку №2 и бежит на его место. Игрок №2 передаёт мяч игроку №3 и бежит на его место. Игрок №3 бьёт по воротам и бежит на место игрока.

    Длинная передача

    10 мин

    На грудь, бедро, внутренней стороной стопы

    Игрок №1 передаёт мяч игроку №2, который останавливает и бьёт по воротам.

    Игровое упражнение 12х12

    20мин

    2-3 касания

    III

    Заключительная часть

    25 мин

    Медленный бег в чередовании с ходьбой, упражнения на дыхание и внимание.

    5 мин

    200-300 м

    Построение

    Подведение итогов

    9 мин

    Рефлексия

    10 мин

    infourok.ru

    Подготовка футболистов: Текущее планирование

    Текущий (годовой) план тренировки является частью перспективного. В текущем плане более детально отражаются задачи года, периодов и этапов тренировки, а также средства, методы тренировки и динамика нагрузок.

    Годичный цикл условно делят на подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

    Подготовительный период охватывает отрезок времени от начала возобновления занятий до первого планового соревнования. Соревновательный период — это период проведения календарных игр. Переходный период начинается с момента окончания сезона и длится до начала занятий в новом годичном цикле.

    Составление годового плана начинается с составления характеристики и анализа плана прошедшего года. После этого вносят соответствующие коррективы и составляют план на текущий год. Вначале определяют спортивные показатели, динамику тренированности, спортивной формы и нагрузок, а затем — задачи каждого периода и этапа тренировки.

    Определив основные задачи, а также средства и методы для их осуществления, переходят к планированию характера и величины нагрузок. Если тренировочные нагрузки остаются на неизменном уровне, рост спортивных результатов рано или поздно прекращается. Организм футболиста приспосабливается к неизменным нагрузкам и перестает на них реагировать повышением своей работоспособности.

    В процессе тренировки нагрузки и тренировочные циклы испытывают волнообразную кривую и варьируют от сравнительно небольших до максимальных. При этом весь тренировочный процесс идет в течение круглого года и несколько лет подряд.

    Интервалы отдыха от одного занятия до другого выдерживаются в пределах, гарантирующих восстановление, но периодически проводятся занятия на фоне частичного недовосстановления. Это так называемые «ударные» циклы. Смысл их сводится к тому, чтобы предъявить организму особо тяжелые требования и получить в конечном итоге мощный подъем работоспособности во время последующего отдыха после таких нагрузок.

    Практика и экспериментальные данные говорят о том, что такой режим работы при известных условиях правомерен и дает положительные результаты. Его следует применять в пределах недельных, месячных и годичных циклов. Микроциклы могут быть «раскачивающие», «ударные» и «суживающиеся».

    «Раскачивающие» микроциклы служат для того, чтобы подготовить организм к восприятию последующей большой нагрузки. В этих микроциклах каждая последующая нагрузка должна приходиться на фазу восстановления и оверхвосстановления работоспособности организма.

    «Ударные» микроциклы преследуют цель дальнейшего повышения функциональных возможностей организма, а следовательно, и работоспособности. В этом случае каждая последующая нагрузка приходится на фазу недовосстановления. В течение 3—4 дней могут даваться большие нагрузки.

    «Суживающийся» микроцикл предусматривает постепенное снижение нагрузки и активный отдых для полного восстановления и сверхвосстановления работоспособности организма.

    В подготовительном периоде микроцикл, который проводится от одного выходного дня до другого, условно называется тренировочным. В соревновательном периоде микроцикл от одной календарной игры до другой называется условно соревновательным. Длительность и характер тренировочных и межигровых циклов различны. В подготовительном периоде 3—4 занятия в неделю вполне достаточны для подготовки футбол,истов-разрядников. Но, чтобы добиться высшего спортивного мастерства, необходимо тренироваться чаще и обязательно чередовать в неделе занятия с разными нагрузками и задачами.

    Нельзя не учитывать, что упражнения для развития того или иного качества и совершенствования в технике имеют определенную частоту повторений, при которой они наиболее эффективны. Например, силу, быстроту и гибкость отдельных мышечных групп рациональнее развивать ежедневно, а выносливость — относительно реже.

    Спортивный опыт и научные исследования (С. Савин, В. Дьячков) показывают, что для совершенствования в технике далеко не безразлично, что выполнялось в занятии накануне. Если это была тренировка, посвященная развитию выносливости или совершенствованию в технике при максимальных усилиях, то в последующий день работать над улучшением техники нецелесообразно. Совершенствование же в технике при небольших усилиях в течение нескольких дней подряд приводит к положительным сдвигам.

    Подготовительный период обычно делится на два этапа. На первом зимнем этапе (общеподготовительном) целесообразно планировать больше занятий по общефизической подготовке. В это время создается фундамент для успешного выступления в соревновательном периоде. Уделяется много внимания и совершенствованию техники игры в футбол. Примерное содержание в процентах по видам подготовки выглядит так: 50% —физическая подготовка, 40% —совершенствование в технике игры и 10% —совершенствование в тактике. На этом этапе постепенно увеличивается объем работы с некоторым увеличением интенсивности занятий. Тренировочный объем растет вплоть до весеннего этапа, после чего стабилизируется и несколько снижается. Интенсивность же нагрузки на первом этапе невелика. Когда начинает снижаться объем работы, увеличивается интенсивность, которая достигает максимума перед началом соревновательного периода (рис. 1).

    Большая тренировочная нагрузка, как правило, не дает непосредственного роста результатов. Требуется определенный промежуток времени. Но в то же время выполнение объемной работы обеспечивает долговременную спортивную форму, а интенсивная нагрузка стимулирует непосредственно рост спортивных результатов.

    Динамика нагрузок в подготовительном периоде испытывает волнообразные колебания в пределах от максимальных до минимальных. Нами исследовалось три варианта динамики нагрузок:

    1. Неделя постепенного повышения нагрузки и неделя снижения.2. Две недели постепенного повышения нагрузки и третья неделя снижения в 2—3 раза от достигнутого максимума во второй неделе.3. Три недели повышения нагрузки и неделя снижения.Наибольший прирост специальной работоспособности мы получили во втором варианте .

    Поэтому в подготовительном периоде мы рекомендуем планировать нагрузки так: две недели — постепенное увеличение, неделя — разгрузочная (рис. 2).

    Каждый столбик на рисунке — это одна неделя. Нагрузка первой недели планируется в зависимости от возможностей занимающихся, во второй неделе нагрузка на 30% больше, чем в первой, третья неделя — разгрузочная, примерно 50% нагрузки первой недели. Нагрузки четвертой недели планируются на уровне второй недели, пятая неделя примерно на 30% больше четвертой, а шестая неделя (разгрузочная) составляет 50% от четвертой. Нагрузки седьмой недели планируются на уровне нагрузок пятой недели, восьмая неделя на 30% больше седьмой недели и девятая неделя (разгрузочная) на 50% меньше седьмой и т. д. Это примерная схема, которой следует руководствоваться при планировании нагрузок. В зависимости от состояния и возможностей команды и игроков в план вносятся соответствующие коррективы.

    Можно использовать и такой принцип планирования: последняя неделя перед началом соревнований — разгрузочная, предпоследняя неделя — самая большая по нагрузке (специфическая, т. е. чисто футбольная). В этой неделе проводятся 3 товарищеские игры и 2 тренировки с большой нагрузкой. После 4—5 недель начала занятий подготовительного периода планируется «ударная» неделя, только уже по общефизической подготовке с преимущественным увеличением объема работы.

    Внутри недели занятия можно рекомендовать планировать по следующей схеме:

    Воскресенье — день отдыха.Понедельник — занятие со средней нагрузкой.Вторник — средняя нагрузка.Среда — большая нагрузка.Четверг — нагрузка ниже средней, но выше малой.Пятница — средняя нагрузка.Суббота — большая нагрузка.

    Если планируется три занятия в неделю, то первое занятие проводится со средней нагрузкой, второе — с большой и третье — со средней; если проводится четыре занятия в неделю, то нагрузка в четырех занятиях будет распределяться так: средняя, средняя, большая и средняя. Это, конечно, только общая схема. Все зависит от состояния и возможностей организма. Следует помнить, что если неделя не «ударная», то каждая последующая нагрузка должна планироваться на фазу восстановления и сверхвосстановления. Говоря о развитии физических качеств, надо учитывать,  что на первую половину недельного цикла, как правило, планируется воспитание быстроты, силы, ловкости, а на вторую половину — все виды выносливости.

    Занятия по совершенствованию в технике игры ряд специалистов предлагают планировать по следующей схеме: первое занятие — «стереотипное», второе — «динамическое», третье — «адаптационное».

    «Стереотипное» занятие — это такое занятие, когда одно и то же упражнение повторяется подряд несколько раз без изменения внешних условий. Суть «динамического» занятия в том, что упражнения выполняются в динамике с внешними сбивающими факторами. Наконец, на «адаптационном» занятии упражнения совершенствуются в игровых условиях.

    Два первых занятия планируются в первой половине недельного цикла, а «адаптационное» — в конце. В командах мастеров нагрузки в недельном цикле подготовительного периода обычно планируются так: среда и четверг — большие нагрузки, понедельник — малая нагрузка, остальные дни — средние нагрузки.

    В соревновательном периоде планирование занятий зависит от календарных игр. Если межигровой цикл составляет неделю, то можно придерживаться схемы тренировочного цикла. Если же меньше, то надо планировать нагрузки, помня, что после игры и большой нагрузки восстановление длится около двух суток.

    В принципе необходима такая система чередования тренировочных занятий и отдыха, чтобы основные занятия проводились на фоне восстановления и повышения работоспособности. Иными словами, через каждый определенный отрезок тренировочного процесса спортсмен должен приобретать способность выполнить прежнюю работу, не снижая ее качественных и количественных показателей, а повышая их. Конечно, в различные периоды и этапы продолжительность таких отрезков будет различной. Но в каждый данный момент тренировки нагрузки должны быть оптимальными. Они должны соответствовать возможностям футболиста и вызывать не переутомление, а рост работоспособности.

    Как говорилось выше, в процессе тренировки увеличиваются параметры нагрузки — ее объем и интенсивность. Под объемом нагрузки мы понимаем количество всей проделанной работы (за отдельное занятие, за неделю, за месяц и т. д.). Измеряется объем временем, количеством набеганных километров, количеством поднятого груза и т. п. Интенсивность нагрузки означает напряженность тренировочной работы и степень концентрации ее во времени. Для удобства планирования интенсивности упражнений в тренировке условно введены коэффициенты 1, 1,5 и 2.

    Коэффициент 1 (малая интенсивность) условно соответствует упражнениям по технике и тактике игры, упражнениям, в которых чередуются напряжения и расслабления, а также предварительным и вспомогательным упражнениям.

    Коэффициент 1,5 (средняя интенсивность) соответствует упражнениям для совершенствования техники игры и развития двигательных качеств, выполняемых с околопредельными усилиями (переменный бег, ускорения, совершенствование техники игры в усложненных условиях и т. п.).

    Коэффициентом 2 (высокая интенсивность) оцениваются упражнения, выполняемые в основном с предельными усилиями (эстафеты, повторный бег игры и игровые упражнения, двусторонние игры и т. п.).

    Как же определить интенсивность одного отдельно взятого занятия? Допустим, в подготовительной части урока, которая длилась 30 мин., проводятся различные упражнения в движении, небольшие ускорения. Это соответствует интенсивности 1,5 балла. Следующие 30 мин. в основной части урока посвящаются совершенствованию технических приемов в усложненных условиях (интенсивность — 1,5 балла). Последующие 30 мин.— совершенствование этих же технических приемов в игровых условиях (допустим, квадрат 4*3) — 2 балла. И, наконец, последние 30 мин. двухсторонняя игра (2 балла). Суммируем все баллы (1,5 + 1,5 + 2 + 2 = 7) и делим на 4. Получается 1,7 балла. Значит, занятие прошло с интенсивностью выше средней.

    Ниже помещены формы текущего плана тренировки футбольной команды и графика распределения дней и часов учебно-тренировочного плана по месяцам.

    На основные занятия планируется в среднем по 3 час., на дополнительные — по 1 час. На игру планируется 3 час., на установку — не более 60 мин. На разбор не более 120 мин.

    На занятия в дни накануне игры и после нее, а также на утреннее занятие планируется по 1 час.

    В условиях длительного соревнования, каким является футбольный сезон, не следует ограничиваться только специфическими футбольными нагрузками. Иначе в динамике спортивных достижений будет наблюдаться снижение работоспособности. По всей видимости, это наступит где-то в конце первого круга или в начале второго. Поэтому вполне закономерным будет включение промежуточных этапов, в которых повышением общего объема неспецифических нагрузок можно обеспечить необходимый уровень общей работоспособности. А это послужит необходимым условием сохранения и дальнейшего развития специальной работоспособности.

    footballtoplay.blogspot.com


    Смотрите также