Дворец для "Черного квадрата". Футбол третьяковская


Футбол и не только — Выставка, Государственная Третьяковская галерея

Выставка скульптурных и живописных работ 1920-х — 1990-х годов из собрания Третьяковской галереи приурочена к главному спортивному событию лета —Чемпионату мира по футболу — 2018.

Еще в конце XIX — начале ХХ столетия спорт был занятием исключительно аристократов и состоятельных людей. В ХХ веке ситуация изменилась — в советской России первых послереволюционных десятилетий развивался спорт высоких достижений, а физкультура стала популярной и массовой формой досуга. Тема спорта становится одной из главных и в изобразительном искусстве.

Произведения, включенные в состав выставки, располагаются в залах постоянной экспозиции, часть работ также представлена в холлах музея. Проект опирается на обширную коллекцию произведений на спортивную тематику и знакомит посетителей с уникальными, редко экспонирующимися скульптурами, отличающимися необычными пластическими решениями, такими как «Прыжок с шестом» (1952) И.М. Чайкова, «Пловчиха» (1973) А.Г. Пологовой, «Гонка по песчаной дорожке» (1983) Я. Соанса, «Футбол» (1983) О.Б. Косткевича. В экспозицию также включены произведения, которые давно считаются скульптурной и живописной классикой: «Девушка с веслом» (1934–1935) И.Д. Шадра, «Физкультурница» (1947) М.Г. Манизера, «Хоккеисты» (1971) И.М. Чайкова, «Вратарь» (1934) А.А. Дейнеки, «Пушбол» (1931) П.В. Кузнецова, «Девушка с ядром» (1933) А.Н. Самохвалова. Выставка позволяет оценить значимость темы спорта в общей картине художественной жизни.

В 1920–1930-е годы многие художники были увлечены идеей как можно ярче выразить в искусстве дух современности. Именно занятия физкультурой и спортом, которые приобрели в это время массовый характер, стали одной из знаковых черт эпохи. В эти годы проводились торжественные физкультурные праздники, парады, соревнования. И едва ли не главным их участником стала женщина, представительница нового общества. В изобразительном искусстве появился новый типаж – молодая женщина, работница и спортсменка. Эта тема привлекала художников своей новизной и открывающимися пластическими возможностями. Такие произведения, как «Девушка с веслом» И.Д. Шадра, «Физкультурница» М.Г. Манизера, «Девушка с ядром» А.Н. Самохвалова, статуэтки Е.А. Янсон-Манизер, утверждали новый образ женщины, отражали новый стиль жизни и воплощали идеал красоты, включавший в себя хорошо тренированное тело.

В искусстве ХХ века выделяется рад художников, в чьем творчестве тема спорта – одна из важнейших, в которой они проявили себя наиболее ярко. Александр Дейнека (1899–1969), сам спортсмен, много игравший в футбол, занимавшийся плаванием и боксом. Как и многие ОСТовцы (художественное объединение «Общество художников-станковистов»), художник стремился передать динамику «века скоростей», но изображая не только машины, поезда и самолеты. Главную роль он отводил человеку, а одним из важных аспектов современной жизни считал спорт. В картинах на тему спорта Дейнека создал особый жанр: в них нет ни сюжета, ни характеров в традиционном смысле слова. Фигуры спортсменов не просто пребывают в движении – они стремятся вперед и отрываются от земли, преодолевая силу тяготения. Дейнека, прекрасный график и живописец, пробовал себя и в пластике. Некоторые мотивы его скульптур – общие с его же рисунками и картинами. Так, на выставке тема футбола представлена сразу тремя произведениями А.А. Дейнеки, выполненными в разных техниках: многофигурная композиция из дерева «Футболисты» (1950), рельеф из меди «Футболисты» (1948–1955), а также живописная работа «Вратарь» (1934), один из шедевров в истории отечественного искусства. Особое композиционное решение этого произведения выразительно подчеркивает динамику и экспрессию спортсмена.

Наряду с произведениями А.А. Дейнеки важнейшими в скульптуре о спорте стали работы И.М. Чайкова (1888–1979), который был настоящим фанатом спортивной темы. Он находил редкие выразительные приемы, чтобы показать азарт соперничества и командный дух в играх, будь то волейбол, хоккей или футбол. Скульптор брался за особенно трудные пластические задачи и изображал ситуации и моменты, которые передать в скульптуре до него никто не осмеливался как, например, в композициях «Прыжок с шестом» (1952) и «Пловчиха» (1959).

В середине ХХ века появился новый тип произведений на спортивную тему – портреты чемпионов. Художники предпочитали изображать их во время тренировок и соревнований. Моделями скульпторов стали конькобежка Мария Исакова, наездница Елена Петушкова, гимнастка Ольга Корбут, победы которых принесли славу советскому спорту. Неизменным образцом для мастеров ХХ века оставалась древнегреческая пластика – статуи атлетов, портреты победителей общегреческих Олимпийских игр. Возрождение олимпийского движения на рубеже XIX–XX веков с новой силой оживило классические античные идеалы. Воспоминанием об этой эпохе навеяны работы М.В. Переяславца (род. 1949) — «Марафон» (1980) и «Толкатель ядра» (1981), создававшиеся к Олимпийским играм 1980 года в Москве. Скульптор отдает дань общему увлечению античной традицией, но при этом его фигуры выглядят более экспрессивно, ему ближе стилистика спортивных сцен, изображенных на древнегреческих вазах. Московская Олимпиада в целом оказала значительное влияние на советскую культуру того времени.

Выставка позволяет проследить, как менялись тенденции в советском и российском спорте и какой вид физической активности был популярен в то или иное десятилетие. Так, например, тема витража А.А. Дейнеки «Баскетбол» была выбрана художником не случайно. В 1950-х советский женский баскетбол стал одним из сильнейших в мире. Завоевав в 1959 году звание чемпионов мира, а в следующем — Европы, наши спортсменки сделали эту игру символом успеха всей страны. В «Баскетболе» художник использовал необычное сочетание различных техник монументального искусства: витража, скульптурного рельефа, живописи. В 1970-х годах, когда советские хоккеисты несколько раз подряд выигрывали чемпионаты мира, И.М. Чайковым была создана скульптура «Хоккеисты» (1971). Это поздняя работа мастера. Два спортсмена скрестили клюшки, и на мгновение их фигуры переплелись в борьбе за шайбу. До сих пор этот образ воспринимается как своеобразная эмблема хоккея.

Тема спорта продолжается на выставке «Искусство 2000-х». В работах «Теннисистка. Из проекта «Музей природы»» Олега Кулика и «Urangst» Ирины Кориной можно увидеть, ставшие популярными в этот период, сноуборд и теннис.

Подробнее о том, как история советского и российского спорта находила отражение в изобразительном искусстве можно узнать из аудиогида, озвученного спортивным комментатором Виктором Гусевым. Аудиогид доступен для бесплатного скачивания на платформе izi.TRAVEL.

Специально для гостей Чемпионата мира по футболу — 2018 Третьяковская галерея подготовила подарок. В период проведения соревнований (14 июня — 15 июля) вход на выставку по Паспорту болельщика будет бесплатным.

Поделиться:

wearts.ru

Лето футбола. Спорт в музее

С 19 июня по 12 июля 2018 года в Новой Третьяковке пройдет цикл занятий «Лето футбола. Спорт в музее» — четвертая часть специального проекта «Физкультура в музее».

Каждые вторник и четверг будут организованы тематические экскурсии по экспозициям выставок «Футбол и не только», «Искусство 2000-х», постоянной экспозиции и практические занятия по футболу в парке «Музеон» совместно с футбольной школой Girl Power. Вход по билетам.

Новая Третьяковка — пространство современных культурных контекстов, в котором сосуществуют и вступают в диалог различные виды искусства. Четвертый год подряд специальные проекты Третьяковской галереи «Физкультура в музее», «Танцы в музее» и «Музейная перезагрузка», «Лето футбола» дают посетителям возможность получить новый опыт в общении со знакомым культурным пространством: посетить музей в непривычные утренние часы, когда в залах нет посетителей, прочувствовать атмосферу главной темы этого лета — футбола, начиная с художественного погружения через экскурсии по выставке и экспозиции, заканчивая занятиями для начинающих по футболу с тренерами и дополнительным бонусом в виде угощения после тренировки.

В рамках программы спецпроекта пройдут 8 занятий. Каждый вторник и четверг, с 8 до 10 утра мы приглашаем всех желающих испытать уникальный опыт пребывания в музее: тематические экскурсии с искусствоведами Третьяковской галереи по выставкам «Футбол и не только», постоянной экспозиции «Искусство XX века» и выставке «Искусство 2000-х», практические вводные занятия по футболу в парке «Музеон» и во Дворе и полезный завтрак после занятия.

Выставка «Футбол и не только» приурочена к главному спортивному событию лета - Чемпионату мира по футболу — 2018. В 1920–1930-е годы многие художники были увлечены идеей как можно ярче выразить в искусстве дух современности. Именно занятия физкультурой и спортом, которые приобрели в это время массовый характер, стали одной из знаковых черт эпохи. В эти годы проводились торжественные физкультурные праздники, парады, соревнования. И едва ли не главным их участником стала женщина, представительница нового общества. В изобразительном искусстве появился новый типаж – молодая женщина, работница и спортсменка. Эта тема привлекала художников своей новизной и открывающимися пластическими возможностями. Такие произведения, как «Девушка с веслом» И.Д. Шадра, «Физкультурница» М.Г. Манизера, «Девушка с ядром» А.Н. Самохвалова, статуэтки Е.А. Янсон-Манизер, утверждали новый образ женщины, отражали новый стиль жизни и воплощали идеал красоты, включавший в себя хорошо тренированное тело. В продолжении женской темы в искусстве, практические тренировки в этом году проводятся специально для девушек.

Тема спорта продолжается на выставке «Искусство 2000-х». В работах «Теннисистка. Из проекта «Музей природы»» Олега Кулика и «Urangst» Ирины Кориной можно увидеть, ставшие популярными в этот период, сноуборд и теннис.

Подробнее о том, как история советского и российского спорта находила отражение в изобразительном искусстве можно узнать после занятий в свободном режиме из аудиогида, озвученного спортивным комментатором Виктором Гусевым. Аудиогид доступен для бесплатного скачивания на платформе izi.TRAVEL.

Специально для гостей Чемпионата мира по футболу — 2018 Третьяковская галерея подготовила подарок. В период проведения соревнований (14 июня — 15 июля) вход на выставку по Паспорту болельщика будет бесплатным.

3 занятия пройдут на английском языке специально для гостей Чемпионата мира по футболу — 2018.

Партнер проекта:

«GirlPower — это первая и крупнейшая в России футбольная школа для девушек старше 18 лет. К нам приходят заниматься девушки, как с неплохой футбольной подготовкой, так и совсем без какого-либо спортивного опыта. На каждой тренировке работает несколько тренеров и пришедшие делятся на группы по уровню мастерства.Если вы никогда не играли в футбол — приходите попробовать. Вам, скорее всего, понравится. Если вы играли в футбол в детстве или играете иногда с друзьями — приходите к нам.»

Партнеры проекта

GirlPower Adidas Nude

www.tretyakovgallery.ru

Спортивная выставка «Футбол и не только» открылась в Третьяковской галерее

8 мая в Новой Третьяковке на Крымском валу открылась выставка "Футбол и не только". Экспозиция приурочена к главному спортивному событию лета - Чемпионату мира по футболу.

В экспозицию вошли 27 скульптур. Рядом с ними - несколько живописных работ. Экспонаты располагаются в залах постоянной экспозиции музея, часть из них встречает посетителей в холлах Третьяковки.

- Третьяковская галерея не могла пройти мимо такого значимого события как Чемпионат мира по футболу,- рассказала "ВМ" заведующая отделом "Скульптуры" Государственной Третьяковской галереи Ирина Седова. - Это отличный повод показать, какие уникальные работы спортивной тематики есть у Третьяковской галереи. Представленные экспонаты охватывают период с 1920-1930-х годов до начала 2000-х. Интерес к спорту в Советском Союзе зародился именно в эти годы. Похожая ситуация наблюдается и сейчас: все стараются заниматься спортом, строятся спортивные площадки и залы, родители все чаще отдают детей в секции. Вот эта параллель натолкнула нас на мысль, что можно показать почти вековое развитие спорта в нашей стране, а также как спорт отображался в скульптуре и живописи.

Максим Аносов, "Вечерняя Москва"

 В экспозицию вошли 27 скульптур

Интересно, что выставка позволяет проследить, как менялись тенденции в советском и российском спорте. Например, тема витража легендарного живописца Александра Дейнеки "Баскетбол" была выбрана им не случайно. В 1950-х годах советский женский баскетбол стал одним из сильнейших в мире: в 1959 году советская сборная завоевала звание чемпиона мира, а в следующем - Европы, этот вид спорта полюбила вся страна. Но уже в 1970-х годах, когда отечественные хоккеисты выигрывали мировые первенства и другие соревнования, скульптор Иосиф Чайков создал работу "Хоккеисты". Это - два спортсмена, скрестившие клюшки и борющиеся за шайбу. Она до сих пор воспринимаются как своеобразная эмблема хоккея. Следующее десятилетие было посвящено Олимпиаде-80 и ее победителям. Об этой эпохе напомнят работы Михаила Переяславца "Марафон" и "Толкатель ядра".

Некоторые работы, представленные на выставке, знает, пожалуй, каждый ценитель искусства и не только. Так, посетители смогут увидеть эскиз статуи для парка им. Горького "Девушка с веслом", произведения "Вратарь" и "Футбол" Александра Дейнеки, "Физкультурница" Матвея Манизера и многие другие.

Но про Александра Дейнека стоит рассказать отдельно. Эту фамилию гости выставки увидят не раз. Скульптор сам был спортсменом, игравшим в футбол, занимавшийся плаванием и боксом, Дейнека стремился передать динамику "века скоростей". Главную роль в своих работах он отводил человеку. В его произведениях люди часто были запечатлены во время занятий спортом или на соревнованиях.

- Многие экспонаты посетители Третьяковки не могли видеть уже несколько десятков лет, - рассказала "ВМ" куратор выставки Лариса Бедретдинова. - Но есть ряд произведений, которые демонстрируются впервые. Например, это "Прыжок с шестом", "Марафон" и другие.

Максим Аносов, "Вечерняя Москва"

Посетители смогут увидеть эскиз статуи для парка им. Горького "Девушка с веслом"

Подробнее об экспонатах выставки можно будет узнать из аудиогида, который озвучил спортивный комментатор Виктор Гусев.

И вот еще одна хорошая новость для гостей Чемпионата мира: основную экспозицию и выставки Новой Третьяковки они смогут посетить бесплатно. Для прохода достаточно будет предъявить паспорт болельщика. Правда, бесплатное посещение не распространяется на экспозицию "Василий Верещагин".

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи:

- Эта выставка - возможность пересмотреть собрание галереи, как скульптурное, так и живописное. И подумать о том, чем же тема спорта была так важна для советских художников. Что они вкладывали в эти работы и почему нам сегодня это интересно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Приложение «Метро Москвы» к Чемпионату мира по футбола может «научиться» вызывать такси

Путь к фанзоне болельщикам облегчат указатели

На Воробьевых горах готовят фан-зону для чемпионата мира по футболу

vm.ru

Русское искусство в мире мало известно и недооценено — Российская газета

Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на "Деловом завтраке" в "Российской газете" рассказала о концепции реконструкции Новой Третьяковки, большой ретроспективе Василия Верещагина, открывающейся 7 марта, и о сюрпризах, которые Третьяковская галерея приготовила для болельщиков чемпионата мира по футболу. Полностью "Деловой Завтрак" с Зельфирой Трегуловой читайте в ближайших номерах "РГ".

Недавно вы представляли вместе с Ремом Колхасом амбициозную концепцию реконструкции здания Новая Третьяковки как музейного центра XXI века. Что за этим стоит?

Зельфира Трегулова: В первую очередь - необходимость. Амбиции здесь, наверное, играют последнюю роль. Здание, где сейчас располагается Новая Третьяковка и ЦДХ, строилось практически все 1960-е, а проектировалось еще ранее - в 1956 году. Свои возможности конструкции, рассчитанные на 30 лет, исчерпали к 1995 году. Уже 20 лет Новая Третьяковка живет в здании, которое выработало свой ресурс. Сейчас тот крайний момент, когда можно инициировать его реконструкцию. Когда в гардеробе зимой в здании Третьяковки на Крымском Валу иногда висело двенадцать пальто, ответ был: зачем инвестировать в то, что столь непопулярно? Сейчас ситуация кардинально меняется. Сегодня зрители приходят сюда не только на выставки Серова и Айвазовского, но и чтобы увидеть самые знаменитые работы искусства ХХ века. "Черный квадрат" Малевич, контррельефы Татлина, абстракции Кандинского, панно Шагала для Еврейского театра и ранний Михаил Ларионов - это все в сейчас постоянной экспозиции.

То, что мы представили и утвердили на Попечительском совете, - концепция, а не проект. Хочу обратить внимание, что разработка концепции, а именно: работа Рема Колхаса и российского архитектурного бюро "Резерв", а также компании "Креал", проводившей выборочное обследование, - финансируются не из государственных средств. Смею уверить, что работа Рема Кохаса ничуть не дороже, чем работа любого архитектурного бюро в России.

Мне довелось работать с Захой Хадид над выставкой "Великая утопия" в Музее Соломона Р. Гуггенхайма, с Даниэлем Либескиндом над выставкой "Москва - Берлин" в Мартин Гропиус-Бау. И я очень хорошо знаю, сколько получил Даниэль Либескинд за свою работу на 2,5 тысячах кв.м. в Мартин Гропиус-Бау, и сколько стоила работа тех, кто делали выставку в России. Уверяю вас, Даниэль Либескинд был дешевле.

Когда в гардеробе в здании Третьяковки на Крымском Валу иногда висело 12 пальто, вопрос был: зачем инвестировать в то, что столь непопулярно?

Что произойдет после реконструкции с ярмаркой NonFiction, которая проводится на территории ЦДХ? Она нужна Третьяковской?

Зельфира Трегулова: Она нужна Москве. Важно договориться о продолжении интересных социально важных, имеющих большой общественный и художественный резонанс проектов. Они все проводились на коммерческой основе, а мы государственная институция. Кстати, не случайно, та часть здания, которая называется ЦДХ и принадлежит МКСХ, в концепции реконструкции обозначена Ремом Колхасом как Фестивальный дворец, Кунстхалле... Интересно, что и Рем Колхас, и Владимир Плоткин с огромным пиететом относятся к архитектуре советского модернизма. Понимают и ценят уникальность здания. Конечно, выделение такой больших площадей под роскошное общественное пространство сегодня невозможно ни в одной стране. И принципиально важно это сохранить. Этим обновленное здание будет отличаться от большинства музеев, которые строятся сегодня. Если у нас все удастся, это будет действительно музей ХХI века.

К чемпионату мира по футболу в апреле в Новой Третьяковке открывается выставка скульптуры. Что покажете?

Зельфира Трегулова: У нас есть "Футболисты" Чайкова и "Вратарь" Дейнеки. Наверное, главные в мировом искусстве произведения, связанные с футболом. Для болельщиков футбольного чемпионата вход в Новую Третьяковку будет бесплатным - на постоянную экспозицию. В принципе мы очень серьезно отнеслись к чемпионату мира по футболу. Что бы мы ни делали, процентное соотношение российских и иностранных зрителей в Третьяковской галерее - 90 и 10. Мы все прекрасно понимаем, что русское искусство в мире мало известно и недооценено. Мне кажется, нужно воспользоваться приездом в Москву огромного количества туристов. Все говорят: футбольные фанаты в музеи ходить не будут. Давайте посмотрим, давайте попробуем. Чем мы рискуем? Хорошо, придут бесплатно. Посмотрят, может, как-то что-то поймут. Пространство Крымского вала позволяет принять огромное количество людей, гораздо большее, чем туда приходят сегодня.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

rg.ru


Смотрите также