Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции» (11 фото). Футбол площадь революции


Когда я хотела увидеть отца, то ехала в метро...

Вестибюль станции подземки «Площадь Революции» - место культовое. Считается, что день будет удачным, если потрогать сигнальный флажок в руке матроса. Еще один фетиш - нос собаки, стоящей с пограничником в буденовке. Его натерли до блеска московские студенты, которые уверены, что бронзовое животное гарантирует успешную сдачу экзамена. А еще тут есть рабочие, колхозники, шахтеры. Прототипы, с которых ваяли некоторые фигуры, известны. Но у одного из них совершенно невероятная история.

ИДЕАЛЬНЫЙ СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК

Москвичке Ольге Аркадьевне - 77. Когда она последний раз видела своего отца, ей было всего 4 года.

- Все, что помню: я сижу у папы на шее. Мы почему-то стоим у зеркала, - говорит женщина.

Наверное, это было его прощание. Перед отправкой на фронт Аркадий Гидрат пытался запомнить в отражении этих двоих, счастливых, себя и дочь.

Казалось, вся жизнь впереди. Родился в Харькове, а после школы с блеском поступил в Москве в физкультурный институт. Стройный красавец, гордость факультета. В 30-х Аркадий Гидрат - один из самых популярных советских легкоатлетов. Победитель чемпионата СССР по прыжкам в высоту, обладатель нескольких всесоюзных рекордов. О нем взахлеб пишут газеты. Многим в такой ситуации сносит голову, но Гидрат при всех своих талантах еще и невероятно скромен. Вы видели в старых советских фильмах идеальных ребят, правильных, искренних и справедливых? Гидрат был именно таким. После окончания института продолжает учебу, поступает в аспирантуру, потом остается преподавать в родном институте.

- Они в институте с мамой и познакомились, - рассказывает Ольга Аркадьевна. - Она была невероятно красивая женщина. Папа ее очень сильно любил. И мы были идеальной семьей.

Когда скульпторы, оформлявшие будущую станцию метро «Площадь Революции», искали прототип для фигуры советского студента с книгой, им вдруг попалась в руки газета с фотографией легкоатлета Гидрата. Для задуманного образа чемпион подходил идеально! И в 1938 году в центральном зале станции появились сразу четыре одинаковые фигуры, которым позировал спортсмен.

НАДЕЖДА НА ЧУДО

В 1939-м Аркадий ушел добровольцем на финскую войну, служил в лыжном батальоне. Вернулся, засел за кандидатскую диссертацию. Но закончить ее не успел, началась Великая Отечественная. И снова - на фронт добровольцем. В августе 41-го за отличие в боях Аркадий Гидрат направлен на курсы младших командиров «Выстрел» в Солнечногорске. Вскоре был переброшен на Ленинградский фронт. И все. Больше никаких вестей. Пропал без вести.

Первые годы после войны жена Валентина ждала: может, был где-то ранен, подлечится - вернется. Надежду на чудо не теряла до самой смерти. Как-то раз даже пошла к гадалке. Та уверенно заявила, что Аркадий жив! Мол, попал в плен и живет теперь где-то в Германии. Как его найти? Валентина мыкалась по чиновникам с просьбой помочь. Все разводили руками. Весточки о судьбе своего Аркаши она так и не дождалась.

А весной 2001-го, на Пасху, в московской квартире Гидратов на улице Новаторов раздался звонок. К телефону подошла Ольга Аркадьевна. От неожиданного известия у нее подкосились ноги. Мужской голос на том конце трубки сообщил, в Ленинградской области нашли место, где погиб в бою ее отец.

«ЖИВИ СЧАСТЛИВО!»

Синявинские высоты - страшное место. К началу осени 1941 года Ленинград оказался в кольце. Единственный способ доставлять в город продукты - по Ладожскому озеру. Контроль над Синявинскими высотами позволял бы немцам взять город в полную блокаду. Поэтому за это «бутылочное горлышко» шириной 10 - 12 километров стояли насмерть. За три года боев тут погибло около 350 тысяч советских солдат! Настоящий ад. Сохранились фото этих мест в часы передышек, сделанные военными корреспондентами: вместо леса - взбитая воронками земля с голыми деревьями, всюду солдатские тела.

И именно здесь, на Синявинских высотах, в конце сентября 41-го младший лейтенант Аркадий Гидрат вел в бой роту курсантов.

Его останки нашли осенью 2000 года. Поисковик из Смоленска Вячеслав Прохоренко наткнулся на заросшую травой стрелковую ячейку - вырытый наскоро неглубокий окоп.

- И вот там лежали останки двух солдатиков, - рассказывает мне Прохоренко. - У одного из них в кармане шинели лежали часы и медальон. Медальон раскололся, извлекать ветхую бумажку нужно было очень аккуратно. Мы в лагере с ребятами этот клочок минут сорок доставали.

В записке были указаны фамилия-имя-отчество бойца, адрес, имя жены.

- Видимо, Аркадий Гидрат в том бою был смертельно ранен. Он знал, что умирает. Поэтому в своей последней записке написал жене: «Живи счастливо!», - говорит Вячеслав Прохоренко.

Весной 2001 года на место гибели отца впервые приехала Ольга Аркадьевна. Повесила на дереве у того окопа иконку, положила цветы. И долго-долго шептала что-то свое, личное. Останки Аркадия Гидрата и других найденных поисковиками солдат захоронили с воинскими почестями на мемориале «Синявинские высоты».

Уже в Москве Ольга Аркадьевна показала одному из поисковиков это место в метро - седьмая арка на станции «Площадь Революции», где бронзовый студент с книгой.

- Мы сюда с мамой часто ходили, - говорит женщина. - Иногда мама оставляла на книге цветы. Постоим, поплачем. Это было единственное место в мире, где я могла увидеть своего папу. Как живого...

Поделиться видео </>

История одной бронзовой фигуры со станции метро «Площадь революции».Скульпторы, оформлявшие будущую станцию метро «Площадь революции», искали прототип для фигуры советского студента с книгой. Авторам, как говорят, попалась газета с фотографией легкоатлета Гидрата. Чемпион смотрелся в этом образе идеально!Александр РОГОЗА

www.kp.ru

Площадь революции. Как бастуют в мире футбола

Забастовки у французов в крови – достаточно вспомнить Великую французскую революцию, студенческие волнения 1968 года и какую-нибудь из последних демонстраций. Теперь волна докатилась и до футбольных команд, которые после введения налога на роскошь могут оказаться в западне. Клубы Лиги 1 уже приняли решение бойкотировать игры 15-го тура, их поддержали коллеги из Лиги 2.  Еженедельник предлагает вспомнить другие забастовки из мира футбола.

Разворот_баста.jpg

Материал из еженедельника «Футбол» №44.

Кто бастовал: футболисты

Где: Италия

Когда: 2011

Что хотели. Летом 2010-го истек срок действия прежнего коллективного договора между футболис­тами и Лигой Кальчо, а переговоры о новом зашли в тупик. Главной претензией игроков было недовольство «рабской» системой трансферов. Лига настаивала, чтобы футболист, чье соглашение с клубом близко к завершению, не мог отказаться от перехода на аналогичную зарплату в другую команду. «Это работорговля», – возмущались игроки, вспомнившие о том, что еще в 1980-х футболисты узнавали о своей продаже из газет.

Имелись и другие расхождения: в частности, лига была не прочь разрешить тренерам делить состав

команды на группы, которые тренировались бы отдельно друг от друга. В переводе на бытовой язык это означало, что любой футболист легко мог быть исключен из тренировочного процесса. Незадолго до этого в подобной ситуации оказался Горан Пандев из «Лацио».

Забастовка несколько раз переносилась – терять деньги футболистам явно не хотелось. Но еще меньше им хотелось платить «налог солидарности», введенный было правительством в качестве антикризисной меры. В начале августа 2011-го игроки наконец решились на бунт. «Если выход не будет найден в те две недели, что разделяют первый и второй туры, все может затянуться на месяцы», – пугал президент Ассоциации итальянских футболистов Дамиано Томмази.

Что получили. Решение было найдено – норму о дополнительном налогообложении внезапно исключили из правительственного декрета. Переговоры по остальным вопросам игроки и лига предпочли продолжить в более спокойной обстановке, подписав временное соглашение.

Итог. Первый тур чемпионата Италии-2011/12 был перенесен на декабрь, зато второй состоялся вовремя.

Кто бастовал: футболисты

Где: Испания

Когда: 2011

Что хотели. Лето 2011-го было жарким и в Испании, где впервые с 1984 года футболисты Примеры и Сегунды объявили о начале забастовки. Как и в Италии, поводом для этого послужили зашедшие в тупик переговоры между Ассоциацией испанских футболистов (AFE) и Испанской футбольной лигой (LFP). Две организации не смогли договориться о подписании коллективного договора, определявшего порядок выплаты футболистам заработной платы.

Мировой экономический кризис, грянувший в 2008 году, задел Испанию сильнее, чем любую другую европейскую страну. Клубы, едва сводившие концы с концами из-за несправедливого распределения доходов от телевидения, были вынуждены массово объявлять себя банкротами. При этом закон позволял им направлять ресурсы не на погашение задолженностей, а на финансовое оздоровление. Долги перед футболистами, соответственно, замораживались. Футбольные власти были готовы гарантировать лишь выплату минимально возможной ставки – 240 тысяч евро для игроков Примеры и 120 тысяч – Сегунды. Игроки с таким положением дел согласны не были и требовали от лиги гарантий выплаты причитающихся им денег.

Что получили. Спустя неделю после четырех раундов переговоров соглашение все-таки было подписано. Решаю­щая встреча представителей AFE и LFP длилась более 12 часов и закончилась в шестом часу утра. Испанская лига согласилась с доводами игроков и вопреки законодательству обязала клубы выплачивать задолженности перед футболистами в полном объеме. Более того, игрок, не получающий зарплату в течение трех месяцев, имел право в одностороннем порядке разорвать с клубом контракт.

Итог. Чемпионат стартовал на неделю позже, а первый тур был перенесен на середину января.

Кто бастовал: футболисты

Где: Норвегия

Когда: 2011

Что хотели. Сезон 2011 года в Норвегии изобиловал переносами матчей. Семнадцатый тур, который должен был проходить в уик-энд 23–24 июля, был сдвинут на неопределенный срок. Кто-то сыграл недостающие матчи еще в августе, а кто-то, например самый титулованный клуб страны «Русенборг», – в конце октября.

Причина переноса трагична – два террористических акта, случившихся 22 июля в столице Норвегии Осло и на острове Утёйа и унесших жизни 77 человек.

Двумя месяцами ранее был отменен девятый тур чемпионата. Виной всему – забастовка футболистов высшей лиги, которые отказались выходить на поле до подписания соглашения между профсоюзом игроков (NISO) и работодателями в лице клубов. Предметом спора были такие вопросы, как время отдыха между матчами и даже свобода выбора спортивной амуниции, в частности бутс.

Спор между профсоюзом и клубами возник не в первый раз: в 2002 году норвежские футболисты отказались выходить на поле по причине недовольства страховыми выплатами. Игроков поддержала даже Центральная организация профсоюзов Норвегии. В кратчайшие сроки конфликт удалось погасить, и игроки получили определенные гарантии.

Что получили. В 2011 году консенсус также был найден достаточно быстро: футболистам позволили самостоятельно выбирать амуницию и гарантировали летний отдых, хотя, как известно, из-за сурового норвежского климата лето – самая лучшая пора для игры в футбол.

Итог. Через неделю после начала забастовки 95 бас-тующих приступили к выполнению своих обязанностей. Однако чемпионат, заканчивающийся обычно в первых числах ноября, был продлен до 27 ноября, что является небывалым для Норвегии случаем.

 

Кто бастовал: работники билетных касс

Где: Уругвай

Когда: 2013

Что хотели. Южноамериканцы, любящие устраи­вать забастовки по поводу и без, в июне чуть было не сорвали проведение Кубка конфедераций-2013. Рабочие, недовольные своей зарплатой, прекратили работу по возведению арен и принялись бастовать. Позже против проведения ЧМ в Бразилии протестовали профсоюзы. 

Что же касается профессиональных игроков, то история знает случаи, когда бастовали и они. Аргентинские футболисты в далеком 1949 году отказались выходить на поле из-за кабальных условий контрактов, но федерация не стала вступать с ними в дискуссию и просто начала проведение нового чемпионата, где все игроки были любителями.

В марте 2009 года Федерации футбола Уругвая пришлось перенести один тур чемпионата – опять же по причине задолженностей клубов по зарплатам перед футболистами. Местные СМИ сообщали, что долги одного только «Насьонала» составляли 160 тысяч долларов. При общем бюджете клуба в 10 миллионов это не являлось для него весомой суммой, так что задолженность была быстро погашена.

Чуть более месяца назад в Уругвае вновь вспыхнула забастовка. На сей раз бастовали работники билетных касс и стадионов, требовавшие увеличения своей заработной платы на 30% и улучшения условий труда.

Что получили. 30 сентября состоялась встреча лидеров профсоюзов и представителей футбольной федерации. Спустя неделю после начала переговоров требования были частично удовлетворены.

Итог. Шестой тур осеннего чемпионата страны (Апертуры) пришлось отменить. Но уже 5 октября турнир возобновился, таким образом, перерыв, составивший всего две недели, не особо повлиял на спортивный календарь, и футбольного коллапса удалось избежать.

 

Кто бастовал: судьи

Где: Шотландия

Когда: 2010

Что хотели. Судьи в Шотландии пытались бастовать еще в 2008 году. Тогда их не устраивала сумма гонораров: арбитры зарабатывали 575 фунтов за матч, а хотели 1000. В итоге им хватило и 800. Спустя два года за-добрить судей было гораздо сложнее.

Кризис спровоцировала кампания против одного из ведущих арбитров Дуги Макдональда, нечаянно разозлившего «Селтик». В матче с «Данди Юнайтед» рефери назначил, а потом отменил пенальти в пользу «кельтов». При этом начальству и представителям «Селтика» он сказал, что на его решение повлияла подсказка помощника, хотя на самом деле Макдональд все решил сам.

Инцидент вызвал массовую истерику, которая усугубилась после дерби «старой фирмы». Арбитр той встречи Уильям Коллум, также ставший врагом для бело-зеленого мира, получил в свой адрес угрозы, которые были описаны как «сектантские». Когда же националистическая партия Шотландии потребовала от судей сообщать о клубных пристрас­тиях, люди в черном сказали: «Хватит!» Арбитры посчитали, что на них оказывается давление, и проголосовали за бойкот обслуживания профессиональных лиг в ближайший уик-энд.

Что получили. Ассоциация обещала арбитрам применять жесткие санкции к тем, кто осмелится критиковать судей (хотя своеобразный «пакт о ненападении» был подписан тренерами еще два года назад), но предотвратить бунт это не помогло. Чиновники вышли из положения, пригласив для работы в Премьер-лиге иностранные бригады. При этом не все выписанные из-за рубежа судьи были в курсе ситуации.

Итог. От забастовки судей пострадали в основном клубы низших лиг. В Премьер-лиге состоялось четыре матча из шести: на стороне судей выступила непогода, помешавшая проведению двух игр 15-го тура.

www.ftbl.ru

Футбол на Красной Площади - Мастерок.жж.рф

У всех на слуху сегодняшние скандал с российским футболом. Играть не умеем, тренера меняются постоянно, футболисты периодически "посылают в даль" болельщиков и бухают в Монте-Карло на многомиллионные зарплаты за проигранные чемпионаты. А вот давайте вспомним о такой странице советского футбола.

6 июля 1936 года на главной площади страны состоялся небывалый физкультурный парад. В нем приняло участие 75 тысяч человек из всех республик Советского союза. Венцом праздника стал футбольный матч, состоявшийся перед мавзолеем Ленина. Главными зрителями на импровизированном стадионе стали руководители партии и правительства во главе со Сталиным.

Огромный транспарант возвещал, что он — лучший друг физкультурников.

Вот что было на Красной площади потом ...

Футбол для Сталина

Парады атлетов проходили в СССР и раньше, но прежние не могли сравниться с масштабностью и размахом праздника, о котором пойдет речь. На брусчатке главной площади страны был устроен целый спектакль.

Гремела музыка. Уверенно чеканя шаг, шагали атлетически сложенные, уверенные в себе мужчины и женщины. Подбрасывали в воздух гири силачи, показывали свое искусство фехтовальщицы, демонстрировали пластику и ловкость гимнасты. Зрители увидели в деле волейболистов и баскетболистов. Колонна боксеров несла на плечах 28 (!) рингов, на которых шли бои. На двух грузовиках были установлены катки, где кружились фигуристы.

Футбол для Сталина

Вращалось огромное колесо с физкультурницами, уходили ввысь людские пирамиды, шли штыковые бои. Мчались велосипедисты и мотоциклисты. Бывшие уголовники, которые отбывали срок в трудовой коммуне имени наркома НКВД Генриха Ягоды, прошли по площади с лозунгом: «Спасибо товарищу Сталину за возвращенную жизнь». Впрочем, все номера этого уникального представления перечислить просто невозможно.

Футбол для Сталина

Это было не просто показательное мероприятие. В то время физкультурой и спортом увлекались миллионы. На больших площадках и маленьких пятачках люди разных возрастов играли в теннис, волейбол, футбол, городки. Спортивные секции, разумеется, бесплатные, были переполнены. Большое внимание спортивной подготовке уделял ОСОАВИАХИМ — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Эта организация ввела обязательный всесоюзный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), дополненный комплексом «Будь готов к труду и обороне» (БГТО).

Футбол для Сталина

Начало великого противостояния

На спортивном параде 1936 года впервые прозвучала марш-песня «Динамо». Там были такие слова:

Мы на славу Родине любимой

Будем, жить и крепнуть с каждым днем,

Сталина — вождя народа имя

Впереди, как знамя, мы несем.

Так шагайте ж весело и прямо,

Мы здоровой юностью полны.

Выше знамя, общество «Динамо»,

Сыновья и дочери страны.

Это о общество было популярно. К тому же его курировал грозный и влиятельный НКВД. На физкультурном параде «Динамо» было представлено самой многочисленной командой — 8 тысяч спортсменов. Да и выступление бело-голубых выглядело впечатляюще. Тем не менее, самыми заметными на Красной площади были спартаковцы. Именно им доверили провести показательный футбольный матч.

Футбол для Сталина

В те дни проходил первый чемпионат страны. До его окончания оставалось два тура — лидировало московское «Динамо», набравшее 12 очков, «Спартак» имел на два меньше. Следом шли ЦДКА и киевское «Динамо».

Лидеры первенства должны были встретиться между собой именно 6-го июля. Однако из-за спортивного праздника эту игру перенесли. «Динамо» тот матч выиграло и стало первым чемпионом страны. Зато «Спартак» продемонстрировал Сталину и его соратникам все прелести футбола.

Один из участников того матча — Николай Старостин в мемуарах «Футбол сквозь годы» заметил: «Великое противостояние „Спартака“ и „Динамо“ началось, пожалуй, в 1936 году. И не на спортивных аренах, а на Красной площади, в самом центре столицы».

Москва. Красная площадь. На трибуне Мавзолея Ленина: В.М. Молотов, Н.С. Хрущев, И.В. Сталин /слева направо/ и другие официальные лица во время парада физкультурников

На память о матче на Красной площади осталось много фотографий и мало свидетельств. Наиболее полные принадлежат братьям Старостиным. Они подробно пишут о том, как шла подготовка к матчу, как он проходил. Старостины вспоминают и о благожелательной реакции вождя на явно незнакомое для него действо. Но так и не понятно, почему именно «Спартаку», а не «Динамо» было доверено провести матч, ставший историческим.

Старостины были в хороших отношениях с генеральным секретарем ЦК ВЛКСМ Александром Косаревым, и тот одобрил идею братьев сыграть на Красной площади. Комсомольский лидер доложил о затее Сталину и получил согласие.

Футбол для Сталина

Стало быть, Старостин, как говорят в народе, подсуетился. Ну а тогдашний шеф НКВД Ягода, возможно, не знал об этом, а когда узнал, было уже поздно. Да и не был Генрих Григорьевич любителем футбола. Вот если бы в то время ведомством руководил Берия, все наверняка было бы иначе. Но он стал главой НКВД позже. Лаврентий Павлович был куда более могущественным человеком, да и футбол уважал. И за своих динамовцев стоял горой.

По преданию Берия в молодости баловался футболом. И даже якобы на футбольном поле встречался с Николаем Старостиным, когда в 20-х годах команда «Красная Пресня», за которую тот выступал, приезжала в Тифлис. Старостину от полноватого, не очень ловкого левого хавбека грузин здорово досталось. Тогда — по ногам…

Футбол для Сталина

Во время войны Старостины снова встретились с Берия. Но уже не на футбольном поле, а в известном здании на Лубянке, когда шеф НКВД их допрашивал. Братьев обвинили в участии в шпионской организации, созданной сотрудником немецкого посольства в Москве фон Хервардом среди работников физкультуры и спорта. Как говорилось в спецсообщении Берии Сталину «О профашистских настроениях среди спортсменов» от 19 марта 1942 года, «в момент напряженного военного положения под Москвой Старостины Николай и Андрей, распространяя среди своего окружения пораженческие настроения, готовились остаться в Москве, рассчитывая в случае занятия города немцами занять руководящее положение в «русском спорте»…

Установлено, что Старостины связаны с разветвленной группой расхитителей социалистической собственности в системе Промкооперации и производственных предприятий спортивного общества «Спартак».

Хищническая деятельность этой группы приняла широкий размах, особенно в период войны…"

Старостиным грозила печальная участь, ибо их обвиняли в подготовке покушения на Сталина — на Красной площади во время физкультурного парада 1936 года. В качестве улики фигурировала фотография, на которой спартаковцы на автомобиле, стилизованном под футбольную бутсу, проезжают мимо мавзолея…

Футбол для Сталина

Братьев осудили, но после двух лет заключения обвинение с них было снято. Говорят, за них заступился Василий Сталин. Вот такие последствия имел для Старостиных спортивный праздник 1936 года.

Хотя ходят и такие разговоры, что "... Старостины были осуждены по делу. И только ленивый не обращал внимания на их странные доходы/расходы. Что собственно и стало причиной возбуждения уголовного дела. Никакой политики и никаких "репрессий" там не было. Но группе либерастов и семье Старостиных до сих по удобно раздувать миф, что они были святыми евреями и ни ни."

Кстати, вот почитайте еще Мифы о Лаврентии Берия

Сотни людей с иголками

Для проведения матча на Красной площади пришлось сшить огромный, в девять тысяч квадратных метров, ковер. Николай Старостин в книге «Футбол сквозь годы» вспоминал: «По ночам, когда на площади прекращалось движение, сотни три спартаковских спортсменов, от самых юных до самых знаменитых, брали в руки сапожные иглы, метров по десять прочного шпагата и, ползая на коленях, сшивали одну войлочную пластину с другой. По требованию ОРУДа мы обязаны были к утру скатывать ковер, чтобы он не мешал дневному проезду автомобилей (по Красной площади в то время ходил транспорт — В.Б.). Медленно, трудно, но дело шло…»

Футбол для Сталина

Странно, но о спортивном празднике 1936 года не был снят фильм. Осталась только двухминутная нарезка мутных кадров, которые смотрят два старика — Андрей и Николай Старостины. Первый реагирует эмоционально — улыбается, смеется, другой наблюдает безмолвно.

Вот несколько десятков людей за считанные минуты раскатывают гигантский зеленый ковер. От храма Василия Блаженного до Исторического музея, от трибун Мавзолея до ГУМа разворачивается стадион с зеленым футбольным полем, беговой дорожкой и легкоатлетическими секторами. Футболисты бегут, финтят, пасуют. И «вбивают», как тогда выражались, мячи в ворота — один гол краше другого. На все происходящее взирает советский бомонд у кромки поля: женщины в шляпках и белых платьях, мужчины в белых же костюмах. А лучший друг физкультурников широко улыбается и аплодирует. Футбол ему понравился, но только в тот день.

18 июля 1939 года в День физкультурника провели еще одну игру на Красной площади — между московскими «Спартаком» и «Динамо». Встреча, как утверждали очевидцы, проходила довольно живо. Но голов соперники друг другу не забили. Планировали сыграть два тайма по пятнадцать минут, но время на треть урезали, видимо, по указанию Сталина…

Фото 3.

«Мягкая» брусчатка

Когда все уже было готово к матчу на Красной площади между основным и дублирующим составами «Спартака», к Николаю Старостину подошли два сотрудника НКВД. Один из них строго спросил: «Вы не думали о том, что спортсмены при падении могут покалечиться и это произойдет на глазах товарища Сталина? Такой ковер от ушибов не убережет. Я чувствую сапогом брусчатку, ваш войлок слишком ненадежное покрытие. Футбол придется отменить».

Старостин от огорчения чуть не рухнул в обморок. Но тут же его озарила спасительная мысль. Он подозвал игрока дубля Алексея Сидорова и приказал ему упасть. Тот, не спрашивая зачем, без колебаний подчинился.

Футбол для Сталина

«Легко оттолкнувшись, он взлетел в воздух и шмякнулся боком на ковер. И тут же, словно ванька-встанька, вскочил. Я спрашиваю:

— Больно?

— Что вы, Николай Петрович! Хотите, еще раз упаду?

Тут, наконец, вмешался Косарев:

— Зачем же, раз не больно? Думаю, все ясно — играть можно!

На следующий день, когда Алексей переодевался в раздевалке, я увидел его бедро и ужаснулся — оно было иссиня-черное…"

Так, безвестный Сидоров, не прославившись на футбольном поле, вошел в историю.

Футбол для Сталина

Спектакль удался

«Несмотря на то, что результат матча был предопределен, сам факт выступления на Красной площади нас так вскуражил, что мы играли с истинным увлечением, — вспоминал Андрей Старостин в книге „Повесть о футболе“. — Забивали красивые голы. Мяч все время находился в игре, потому что нарушений правил мы не позволяли. И когда пошла последняя минута, я с облегчением подумал, что спектакль удался: матч сопровождали частые аплодисменты. Однако по прошествии пятнадцати минут последовало указание игру продолжать…»

Фото 4.

Стоявший на трибуне мавзолея Косарев искоса поглядывал на Сталина. Если бы тот выразил недовольство, комсомольский лидер должен был махнуть белым платком футболистам. Но Сталин был настроен благодушно. И игроки вместо тридцати минут провели на «стадионе» Красная площадь почти целый тайм. Заключительный аккорд встречи — пушечный удар в верхний угол, эффектный бросок вратаря Ивана Рыжова, мяч в сетке ворот — вызвал бурные овации.

Главный рецензент ограничился лаконичной репликой: «Хорошо играли». Это означало, что отныне футбол в СССР будет крепнуть и развиваться. Страшно представить, что у Сталина в тот день могло оказаться иное мнение. Тогда футбол могли назвать, скажем, «сумбуром вместо игры» и признать вредной, буржуазной забавой…

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

А вот уже 2015 год

Фото 8.

[источники]источникиhttp://nnm.me/blogs/TbINZ/futbol-dlya-stalina/http://svpressa.ru/sport/article/152071/?rss=1http://fanat1k.ru/spartak-history/Spartak.Moscow.-.Official.Story.1936.php

и еще о спорте: давайте вспомним еще про Легенду чеченского спорта - Вася Ахтаев, а вот Самый жестокий спорт в мире, а вот когда то Фермер выиграл супермарафон потому что не знал, что во время него можно спать. Вспомним еще про Чемпионат мира по пощечинам и что это за Самая спорная Олимпия в истории

masterok.livejournal.com

Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции» (11 фото)

Автор скульптурной композиции — народный художник СССР, Матвей Генрихович Манизер (1891–1966). Сталинскую премию, которую ему вручили в 1943 году за этот труд, он передал в Фонд обороны страны.

Алексей Диомидович Никитенко

1Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»

Вторая арка с западной стороны украшена композицией из крестьянина с винтовкой и матроса с наганом, прототипом которого стал Алексей Никитенко – учащийся военно-морского училища им. Фрунзе в Ленинграде, который прошел всю войну, закончил воевать капитаном большого военного корабля. А. Никитенко по 4 часа в день более полугода с наганом в руке и обвязанный пулеметными лентами выстаивал смену, позируя Манизеру.

2Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»

Автор скульптурной композиции — народный художник СССР Матвей Генрихович Манизер (1891–1966). Сталинскую премию, которую ему вручили в 1943 году за этот труд, он передал в Фонд обороны страны.

Бронзовые скульптуры на станции метро «Площадь Революции»

3Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»

4Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»

В другом арочном проеме тоже запечатлен матрос в бескозырке с надписью «Марат», с сигнальными флажками в руках - Олимпий Иванович Рудаков. О. Рудаков после окончания Ленинградского военно-морского училища служил на линкоре «Марат», который участвовал в параде у берегов Туманного Альбиона по случаю коронации короля Георга VI, на многих других кораблях военного флота.

5Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»6Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»

Был ранен, после гибели "Сокрушительного" в 1942 году лишен звания, приговорен к смертной казни, но после всех этих испытаний кровью искупил свою вину и вновь, уже в 1953 году принимал участие в параде по случаю коронации королевы Елизаветы II. Передал ей из рук в руки подарок от правительства Советского Союза – горностаевую мантию, танцевал с королевой вальс.

Пограничник с собакой

7Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»

А вот в арочном проеме несет дозор пограничник с собакой. Прообразом этой скульптуры стал Никита Федорович Карацупа со своей собакой Индусом. За время службы Карацупа со своим верным псом задержал и уничтожил более 500 нарушителей. Никита Карацупа прошел войну с пятью псами, и всех он называл Индусами, все они гибли, защищая рубежи нашей Рожины, задерживая нарушителей границы.

Студент с книгой

8Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»9Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»10Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»

В соседней комнате запечатлены в бронзе шахтер с отбойником и студент, которого скульптор ваял с преподавателя Института физкультуры, неоднократного чемпиона Москвы и рекордсмена СССР по прыжкам в высоту Аркадия Антоновича Гидрата. Воевал в Финскую войну, а в Великую Отечественную, защищая Ленинград, пропал без вести в сентябре 1941 года.

11Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции»

Спустя 60 лет останки А. Гидрата обнаружили поисковики. Вот как описывает это событие член поисковой группы Вячеслав Прохоренко, который и нашел в гимнастерке офицера медальон с данными: "Бумажка тонкая-тонкая, буквы еле видны. Оставлять до утра было нельзя. Буквы бы расплылись, а бумага бы засохла и рассыпалась. Собрали фонари со всех отрядов и решили разворачивать записку в темноте. Четыре часа в напряженной тишине при свете фонариков, в дрожащих от усталости руках, удается развернуть записку и прочесть: "Гидрат Аркадий Антонович, город Гусь-Хрустальный, посёлок Красный". А еще в конце Аркадий дописал: "Живи счастливо!". Спустя какое-то время поисковики нашли дочь героя Ольгу. И долго еще к памятнику солдату на эту станцию метро носили цветы мама и дочь Аркадия Гидрата.

trinixy.ru

«Площадь Революции» — под бдительным взором бронзовых глаз.

Две недели прошло с предыдущего закрытия (см. репортаж со ст. «Сухаревская», где подробно объяснено, зачем это делается), и вот пришло время Арбатско-Покровской линии. Сегодня центральный участок АПЛ от «Киевской» до «Курской» закрыт на ремонт на сутки.

Репортаж сегодня будет с одной из самых знаковых станций для Москвы — с «Площади Революции». Станция строилась в рамках II очереди и была открыта на Арбатской-Покровской линии в составе участка «Улица Коминтерна» — «Курская» 13 марта 1938 г. Для Московского метро это было всего лишь второе продление. После открытия участка в метро появились две отдельные линии: «Сокольники» — «Парк Культуры им. Горького» и «Киевская» — «Курская».

Об истории Арбатско-Покровской линии можно подробно почитать здесь.

plrevolutsii02.jpg

2. Пока группа журналистов собирается, все дружно фотографируют девушку Александру, которая без устали повторяет в мегафон информацию о закрытии линии. Уже закончилась съёмка, а Александра всё продолжала оповещать пассажиров. Правда, многие всё равно подходят, пытаются уточнить, точно ли закрыта вся станция, а нельзя ли как-нибудь пройти... А может просто не стоило вешать рядом щит с предложением «пользоваться противоположным вестибюлем»?plrevolutsii01.jpg

3. Журналисты внимательно слушают, а бронзовый матрос-сигнальщик с «Марата» внимательно наблюдает за происходящим.plrevolutsii03.jpg

4. Как и в прошлое закрытие, основные работы ведутся на верхнем строении пути. Про термитную сварку подробно рассказывалось в прошлый раз. plrevolutsii04.jpg

5. Заглянем и в тоннели. На трёх из четырёх тоннелей, отходящих от станции, расположены камеры съездов. Сначала I путь в сторону «Курской». Слева примыкает ССВ с Замоскворецкой линии, она построена вместе со станцией.plrevolutsii05.jpg

6. Теперь самая интересная камера съездов: II путь в сторону «Арбатской». Сейчас поезда с пассажирами идут по правому тоннелю на ст. «Арбатская», но так было не всегда. До 5 апреля 1953 г. поезда шли по левому тоннелю и выходили на станции, которая сейчас называется «Александровский сад», в 1938 г. была «Улицей Коминтерна», а с декабря 1946 г. по ноябрь 1990 г. носила название «Калининская». Сейчас по этому маршруту поезда каждый день ходят с Филёвской линии в ТЧ «Измайлово», но уже без пассажиров.plrevolutsii06.jpg

7. Параллельный I путь и такая же камера съездов. Сами камеры тоже уникальны: они были сооружены без перерыва движения поездов, сначала была построена камера, а потом разобраны тюбинги старого тоннеля. Но в лотке остались старые тюбинги.plrevolutsii07.jpg

А теперь воспользуемся моментом и хорошенько осмотрим одну из самых красивых станций Московского метро, памятник истории и культуры, творение таких великих мастеров, как архитектор А. Н. Душкин и скульптор М. Г. Манизер.

8. Станция — пилонная. Между центральным и боковыми залами были сделаны 10 проходов. Каждый проход изначально был обрамлён четырьмя бронзовыми скульптурами. Таким образом, всего на станции было 80 скульптур, но каждая фигура повторяется 4 раза, то есть уникальных образов только 20. Скульптуры размещены попарно вокруг прохода, в углу пилона, при этом одни и те же пары скульптур расположены и с внешней, и с внутренней стороны двух противоположных относительно центрального зала проходов. Поскольку скульптуры несимметричны, то для сохранения своего задуманного положения и во избежание необходимости делать зеркальные пары они расположены в проходах крест-накрест.plrevolutsii08.jpg

9. Стены отделаны уфалейским мрамором.plrevolutsii09.jpg

10. Над дубовыми сидениями — инкрустации мраморного оникса.plrevolutsii10.jpg

11. Раньше на станциях было гораздо больше таких вот металлических указателей.plrevolutsii11.jpg

12. Обрамление вентиляционной решётки.plrevolutsii12.jpg

Итак, изначально проходов было десять, но сейчас их только восемь. Кроме того скульптур уже только 76, вместо бывших 80-ти. Почему так?

13. Перед вам наклонный ход, выводящий в западный вестибюль, объединённый с вестибюлем ст. «Театральная». Этот вестибюль работает с самого первого дня работы станции, кроме того до 1946 г. только через него можно было сделать пересадку на Горьковско-Замоскворецкую линию. Перехода в центре зала ещё не было. Не было на станции и гермозатворов, полностью закрывающих центральный зал. Гермозатвор поднимается из пола станции, его хорошо видно в проёме зала. При его установке пришлось закрыть первый проход между пилонами. Скульптуры при этом остались на своих местах.plrevolutsii13.jpg

Фотографий скульптур Манизера довольно много. Мне хотелось в первую очередь показать выражения лиц. При осмотре надо помнить, что станция была построена ещё до войны, однако общая военизированность страны даёт о себе знать. Собственно революции посвящены только первые 2 пары скульптур.

14. Первая пара, та самая, что лишилась арки: революционный рабочий.plrevolutsii14.jpg

15. И ещё один.plrevolutsii15.jpg

16. Вторая пара: матрос с Авроры.plrevolutsii16.jpg

17. И крестьянин с берданкой.plrevolutsii17.jpg

Дальше скульптуры рассказывают о жизни страны в 1938 г. Соцреализм во всей красе.

18. Матрос сигнальщик с линкора Марат — это самый мощный корабль в СССР того времени в действительности бывший линкор Р. И. Ф. Петропавловск.plrevolutsii18.jpg

19. Девушка-парашютистка.plrevolutsii19.jpg

20. А эта замечательная девушка на самом деле «ворошиловский стрелок». На груди у неё значок.plrevolutsii20.jpg

21. На ногах — туфельки, попирающие мишень.plrevolutsii21.jpg

22. А на неё во все глаза смотрит пограничник с собакой — самая известная скульптура.plrevolutsii22.jpg

23. Присмотритесь к прикладу винтовки.plrevolutsii23.jpg

24. И здесь. На верхней фотографии приклад деревянный, и нет затвора. На трёх других фигурах с прикладом всё в порядке. Сложно сказать, что это — недавний вандализм или следы войны. Дело в том, что в войну скульптуры эвакуировали и потом собирали буквально по частям. Чего-то могло и не хватить. Всё-таки оторвать приклад при всём честном народе как-то тяжело. А вот с наганом у матроса такое случается.plrevolutsii24.jpg

25. Ну и, наконец, всеми любимая собака. Или собаки, их же четыре. У всех четырёх носы натёрты до блеска и даже порядком стёрты. В каждом уважающем себя городе есть что-то, что надо потереть на удачу. В Стокгольме, например, маленького мальчика в старом городе, в Осло — сердитого малыша во Фрогнер-парке, в Вероне — грудь Джульетты. А в Москве — этого пса. Собаку зовут Индус (так звали собаку самого известного пограничника-инструктора Н. Ф. Карацупы), но все привыкли звать её Мухтар. А мальчик Травка из замечательной детской повести 50-х звал её Вихрь.plrevolutsii25.jpg

26. Метростроевец с отбойным молотком.plrevolutsii26.jpg

27. Может и стахановец, но мне почему-то хочется верить, что метростроевец.plrevolutsii27.jpg

28. Замечательная пара. Молодой смущённый механизатор...plrevolutsii28.jpg

29. Отвернулся от весёлой птичницы.plrevolutsii30.jpg

30. Она явно тоже смущена, делает вид, что гладит петуха.plrevolutsii29.jpg

31. Студент.plrevolutsii31.jpg

32. И студентка. Не смотрят друг на друга, все в учёбе.plrevolutsii32.jpg

33. Молодой перспективный инженер.plrevolutsii33.jpg

34. Футболист.plrevolutsii34.jpg

35. Какой профиль.plrevolutsii35.jpg

36. И спортсменка-дискобол. Она явно используется так же, как Джульетта в Вероне. Правда, Мухтар популярнее.plrevolutsii36.jpg

37. Мама с мальчиком.plrevolutsii37.jpg

Ещё три скульптуры сфотографировать не успел. Среди них две последних с пионерами. Вот их только по две пары. Потому что 21 декабря 1947 г. на станции открыли новый выход. Десятый проём был замурован для строительства натяжной камеры, соответственно, остались только внешние пары фигур.

38. Вид на наклон в вестибюль 1947 г.plrevolutsii38.jpg

39. В 1974 г. был открыт ещё один переход между станциями «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова» (сейчас — «Театральная»). Выходы из него расположены перед примыканием наклонного входа старого вестибюля.plrevolutsii39.jpg

40. Ну и напоследок: первый раз при временном закрытии станции, её — конкретно, «Бауманскую» — буквально вымарали из указателей. Будто бы и не было. Но мы-то знаем :)plrevolutsii40.jpg

В очередной раз спасибо пресс-службе Московского метрополитена за возможность в спокойной обстановке посмотреть такую красоту.

rosmetrostroy.livejournal.com

Станция «Площадь Революции» — Рамблер/новости

Всем известно и всем понятно, кто хочет знать и понимать, что всемирная роскошь советского и особенно сталинского метрополитена в Москве — потому так роскошна, что стремилась построить под землёй дворец коммунизма: архитектура, интерьер, пространства, скоростной транспорт, эскалаторы — синтез науки, техники и искусств.

Начинаем разглядывать интерьеры этого дворца — станция за станцией. Бросается в глаза тоже известное, но может быть — не всем: коммунистический идеал стоит на плечах классической, олимпийской античности, Древней Греции больше, чем Древнего Рима. Молодые, здоровые, сильные, умные, — вот его человеческий состав. Но в метрополитене он не ходит военным строем, а добивается своих, хоть и принадлежащих всему советскому народу и всей советской стране, личных рекордов — только личным усилием, личным подвигом, самоотверженным индивидуализмом.

Во что это стало превращаться уже в 1950—1980-е годы, во что это часто превращается теперь — умолчим. Хорошо, что теперь в Московском метрополитене есть новые художественные образцы: городские, литературные, даже интимные и светлые.

Ясно одно: бетонные казармы западных метрополитенов — не наш путь. И не должен быть нашим.

Станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена «Площадь Революции».

Названа по находящейся поблизости Площади Революции. Открыта 13 марта 1938 года.

Архитекторы: А. Н. Душкин.

Архитекторы вестибюлей: А. Н. Душкин (Западный вестибюль), Ю. П. Зенкевич (Восточный вестибюль).

Конструкция пилонная трехсводчатая глубокого заложения (34 м). Своды оштукатуренные, белые. Люстры-тарелки. Арки выложены из цельных камней, вырезанных из мраморных блоков. Полукружия арок опираются на цоколи из черного мрамора «давалу». Очертания арок облицованы красным мрамором «шроша». Простенки пилонов облицованы красным мрамором «шроша», серо-голубым мрамором «уфалеем» и желто-розовым мраморовидным известняком «биюк-янкой». Пол центрального зала — темно-серый жежелевский гранит и чёрный габбро. Полы перронов выстланы жежелевским гранитом и лабрадоритом. Путевые стены выложены серым «уфалеем» с карнизом из красной «шорши». В торце станции находился рельеф «Ленин и Сталин» (автор М. Г. Манизер), впоследствии демонтированный.

Станцию украшают 78 бронзовых фигур. Скульптуры выполнены в Ленинградской мастерской художественного литья. Под руководством М. Г. Манизера работали скульптуры: А. И. Денисов, А. А. Дивин, А. А. Пликайс, Л. К. Жданов, Г. Ф. Ветютнев, И. П. Иванов, Е. Г. Фалько, М. А. Владимирская, В. А. Пузыревский. Воплощено 20 образов (18 повторяются четырежды, 2 — дважды). С 1941 по 1944 скульптуры находились в эвакуации в Средней Азии.

Скульптуры:

Арка I  Революционный рабочий

Революционный солдат с винтовкой

Арка II  Революционный крестьянин

Революционный матрос

Арка III  Парашютистка ДОСААФ

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»

Арка IV  Девушка-«Ворошиловский стрелок»

Пограничник с собакой

Арка V  Стахановец

Молодой инженер

Арка VI  Птичница

Механизатор

Арка VII  Студент

Студентка

Арка VIII

Дискоболка

Футболист

Арка IX  Отец с ребёнком

Мать с ребёнком

Арка Х  Пионеры-авиамоделисты

Пионерки-географы

История сохранила имена некоторых людей, позировавших для создания этих скульптурных образов. «Революционный рабочий» — это рабочий Брагин Петр Михайлович. «Матрос с Марата» — Олимпий Рудаков. В 1953 году, уже будучи капитаном 1 ранга, он танцевал с Елизаветой II на балу в честь ее коронации. «Революционный матрос» — Алексей Никитенко, тоже впоследствии капитан 1 ранга. «Студент» — Аркадий Гидрат — рекордсмен СССР по прыжкам в высоту. Погиб в 1941 году на Синявинских высотах.

Западный вестибюль станции — общий со станцией Театральная. Восточный вестибюль сильно искажен при реставрации. От прежнего интерьера сохранилась флорентийская мозаика на стене.

Читайте также

news.rambler.ru


Смотрите также