Обозначение орфограмм — Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму? Футбол орфограмма


Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова | Начальная школа

Актуализация опорных знаний

Работа с маршрутным листом (с.20-21).

Какой раздел нам предстоит изучать? Какие темы встретятся в этом разделе? С какой темой будем работать сегодня?

Тема урока: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова»

Как вы считаете, это новая тема или знакомая?

Что мы знаем по данной теме?

Какие орфограммы мы можем проконтролировать у себя при письме?

Для чего нам нужно это делать?

 

 

 

 

Сформулируйте цель нашего урока.

 

Давайте определим порядок действий для достижения данной цели?

1. Прочитайте задание к упраж. №1.

(Выберите ключевые слова)

2. Прочитайте задание к упражнению № 2.

(Выберите ключевые слова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я предлагаю вам оценить свои знания и умения заполняя лист самооценки, который поможет нам понять как усвоен вами материал. Сейчас вы подумайте и сделайте прогноз по каждому умению.

 

Я знаю /умею

п/о

с/о

1

Я знаю орфограммы в корне слова и способы их проверки

 

 

2

Выбрать способ записи слов с орфограммой

 

 

 

3

Выбрать способ проверки слов с орфограммой

 

 

4

Решать орфографические задачи

 

 

 

+ – умею хорошо

? – сомневаюсь

- – не умею

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомая.

 

Что такое орфограмма, что такое гласная в слабой позиции, что такое согласная в слабой позиции Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные.

Чтобы писать грамотно, без ошибок.

 

 

Повторить правописание слов с орфограммами в корне.

1. Обобщить знания об орфограммах и способах их проверки.

2. Вспомнить способы записи слов с орфограммой.

3. Повторить способы проверки слов с орфограммой

4.Решить орфографические задачи

 

Л:

Иметь мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности

П:

Извлечение информации из опыта детей

 

К:

Монологические высказывания детей.

Уметь слушать и понимать речь других

 

 

 

Р:

Принятие цели и постановка задач к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение знаний и способов действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Переходим к реализации нашего плана действий. Давайте вспомним, что мы знаем о проверяемых и непроверяемых орфограммах в корне слов. Поможет нам в этом таблица на с. 22 №1 .

(Работа в парах). Первый вариант в роли учителя, второй - в роли ученика.

Задание:

1.Подготовить по схеме сообщение об орфограммах в корне слов.

А)Кому схема непонятна работают по инструктивной карте и находят ответы на вопросы:

Какие звуки нужно проверять?

Как проверять?

Б) Один ученик работает по индивид. заданию.

(Проверяем по схеме у доски, оцениваем по алгоритму самооценки)

Рефлексия оцениваем знания (таблица)

 

Физминутка

 

2. Переходим ко второй задаче.

-Ребята, для чего нам нужны эти знания?

-Какие способы записи слов мы знаем?

 

 

 

-Давайте подумаем, а какие способы записи слов нам важны сегодня для нашей темы урока?

Работа в группах. №2 (с. 23).

Задание: Выбери способы записи слов согласно теме урока.

1)Навожу справку в словаре – строка №___;

4)Нахожу проверочное слово – строка №___.

(Проверяем, доказываем)

 

Рефлексия (оцениваем умения по таблице)

3.Переходим к решению следующей задачи.

Какие способы подбора проверочных слов мы с вами знаем?

1. Работа со словами 3 строчки.

1ряд- выбрать 1слово с проверяемой безударной в корне слова.

2 ряд - выбрать только те слова, в которых проверяемая парная согласная в корне слова.

3 ряд- выбрать слово с непроизносимой согласной

Физминутка

2. Ребята с какими орфограммами мы сейчас работали. Письмо под диктовку словарных слов.

Погода, футбол, каникулы, ветер, лестница.

 

 

Рефлексия (оцениваем умения по таблице

 

 

 

4. А сейчас я предлагаю вам проверить и узнать как далеко вы шагнули в своих умениях.

Выполним задания по выбору:

1 уровень: Вставь пропущенные буквы и дополни записи.

Тру_ка – тру_очка

Со_це - _________

Ло_ка - ___________

.

2 уровень: Запиши названия предметов, решая орфографические задачи (памятка 5).

 

3 уровень: Проверь работу и исправь ошибки.

трубка- трубки

солнце - солнца

лодка- лодочка

 

Проверьте работу по образцу.

(карточки !? )

Рефлексия

Ребята, назовите цель, которую мы поставили перед собой вначале урока. Задания, которые мы выполнили, помогли нам достичь данной цели урока?

Вспомните свои впечатления на уроке.

Подчеркните нужное слово в предложении:

Я доволен / недоволен собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предъявляют знания.

Читают схему, дополняют её примерами. Строят рассказ по схеме

Правила работы в паре:

Работать должны оба

Один говорит, другой слушает

Своё несогласие высказывай вежливо

Если не понял, переспроси

 

 

 

Находят ответы на вопросы

 

 

 

 

Составляет карточку, записывая примеры по типу орфограмм.

При проверке сообщений он выступает в роли консультанта и демонстрирует свой результат работы)

 

 

 

 

-Чтобы грамотно писать.

-Пишу по слуху

-Навожу справку в словаре

-Сравниваю с нормой произнесения

слова

-Нахожу проверочное слово

 

-Нахожу проверочное слово и навожу справку в словаре

 

Работают в группе

 

 

 

 

 

 

Изменяем слово или подбираем однокоренное слово.

 

 

Выполняют задание по рядам

Проверяют по эталону.

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают слова под диктовку.

Проверяют по словарю и оценивают. (Волшебная линеечка)

 

 

 

 

 

 

Задания по выбору.

Сверяют с образцом.

Сигнал учителю карточками - !?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П:

Ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов,

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р:

Сохранять учебную задачу,

эффективно сотрудничать в группе

П:

Уметь анализировать, делать вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П:

Выбирают и выполняют задание в соответствии уровня усвоения материала.

 

Р:

Осуществляют самоконтроль, исправляют ошибки.

 

 

Л:

Определять степень эмоционального удовлетворения от процесса работы на уроке

П:

Уметь анализировать собственную деятельность

www.1urok.ru

Что такое орфограмма? - Полезная информация для всех

  • Орфограмма - это написание, которое соответствует определенным орфографическим правилам с применением этих самых правил. Иными словами, способ передачи на письме фономорфологического явления в каком-нибудь языке. Например, в русском языке окончание прилагательных муж. рода ед. ч. родительсного падежа -ого: quot;доброгоquot;; в английском языке окончание существительных -tion: facilitation quot;облегчение, помощьquot;.

  • Орфограмма - это написание слова, которое основано на правилах правописания в русском языке. Говоря простым языком, если у Вас есть сомнения, как пишется слово, а это происходит, например если буква или буквосочетание находятся в слабой позиции, то это и есть орфограмма.

    К примеру, написание, которое основано на отличии глухих и звонких парных согласных в конце слова или в корне. Чтобы не сделать ошибку в написании этого слова, требуется изменить его форму или вспомнить однокоренное слово, чтобы та самая буква оказалась уже в сильной позиции.

    Например, в таком слове как quot;дубquot; вы выделяете корень слова (в этом случае это вс слово) и наблюдаете, что буква Б находится в этом случае в слабой позиции, так как слышится парная согласная П.

    Так как это написание нужно проверять, эта буква и является орфограммой. А значит, от Вас требуется подчеркнуть букву Б, выделить в слове корень. Так выделяется орфограмма. Называется она quot;Написание глухих согласных в корне словаquot;.

  • Слово quot;орфограммаquot; происходит из греческого языка и означает написание определнных букв в словах в соответствии с определнными правилами орфографии.

    Например, в слове quot;дубquot; орфограммой является безударная согласная буква quot;бquot;, которую нужно проверить.

    Практически, можно сказать, что орфограмма - это буква или же часть слова, при написании которого можно ошибиться.

  • В школе, например, часто дается задание найти и объяснить орфограммы. Т.е. надо найти те места, в которых можно легко сделать ошибку. А объяснить орфограммы- значит применить правило русского языка, в котором объясняется как пишется эта буква.

  • Учась в школе, на уроках русского языка мы часто сталкивались с необходимостью обозначать орфограммы в словах. Чтобы не ошибиться и правильно это сделать, необходимо понимать, что такое орфограмма, как е искать в слове и, соответственно, как выделять.

    Вот краткая инструкция, помогающая ответить на все эти вопросы:

    Что такое орфограмма?Что такое орфограмма?
  • Что такое орфограмма я достаточно подробно и с примерами изложила в ответе на вопрос Обозначение орфограмм - Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму?

    Определение орфограммы: написание слов в соответствии с орфографическими правилами русского языка.

    Другими словами: орфограмма это буква, пробел или дефис в слове или словосочетании, которые вызывают у вас сомнения при написании, то есть вы не уверены как именно нужно писать то или иное слово. Чаще всего орфограммой в слове является буква, которая звучит не так, как пишется: пишем букву quot;Оquot;, а слышим звук quot;Аquot;; пишем quot;Шquot; с мягким знаком, а слышим quot;Щquot; и т.п.

  • Орфограмма - это та часть слова, где легко допустить ошибку.

    Чтобы правильно написать такое слово, где есть орфограмма, надо отыскать его в орфографическом словаре, или же подыскать проверочное слово.

    Орфограммы встречаются в различных частях слова и даже между словами.

  • Орфограмма - это написание в соответствии с правилом. Орфограммы требуют применения этих правил.

    Также, орфографический разбор - это выделение имеющихся в слове орфограмм. Когда выполнятся орфографический разбор, требуется указать орфограмму и обосновать ее выбор.

  • Орфограмма в переводе с греческого означает правильная буква, где orthos - правильный, а gramma буква. То есть получается, что орфограмма - это написание букв в слове, регулируемое правилами орфографии. Например: в слове забирать в корне нужно писать букву и, так как это орфограмма чередующаяся гласная в корне слова (в корне -бер-/-бир- будем писать букву И, если после корня есть суффикс А).

    А еще можно дать такое определение орфограмме - это часть слова, где можно допустить ошибку. Это определение легче и понятней для запоминания.

  • Если в слове есть буква, написание которой нужно проверять, чтобы не сделать ошибку, это и называется орфограммой. Примеров очень много. Иногда в русском языке слышна буква quot;Аquot;, в то время как на самом деле там пишется quot;Оquot;. Звонкие согласные в конце слова становятся часто глухими (например буква quot;бquot; в слове quot;дубquot; звучит как буква quot;пquot;). Эти буквы и называются орфограммой, так как представляют собой проблему в написании.

  • В русском языке, орфограмма представляет собой, ничто иное, как грамотное написание по определенному правилу тех или иных слов, в которых возможно есть какие-либо орфографические ошибки. Нужно помнить, что любая орфограмма, состоит из двух частей:

    1) правильный вариант написания нужного слова

    2) условие, определяющее характеристику орфограммы

  • info-4all.ru

    Обозначение орфограмм — Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму?

    Обозначение орфограмм - Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму?

    загрузка...

  • Орфограмма - это то место в слове, где мы можем допустить ошибку. Например: слово quot;зубкиquot;; орфограммой в данном слове будет глухая согласная quot;бquot;, которую мы проверяем звонкой согласной quot;бquot;, то есть мы проверяем парную согласную в слове, изменяя слово таким образом, чтобы четко услышать нужную нам букву. Но для этого нужно немного потрудиться и подобрать к слову quot;зубкиquot; такое однокоренное слово, которое бы заканчивалось либо на буковку quot;нquot; либо, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная буква. Итак, слово quot;зубкиquot; мы проверяем словом quot;зубастыйquot;. Как же выделить данную орфограмму слова? Наверное, мы карандашиком подчеркнем черточкой проверяемую букву quot;бquot;, и ещ, обязательно, выделим корень -зуб-, а также, хорошо будет, если мы рядом с словом с орфограммой ( quot;зубкиquot; ), напишем проверочное слово ( quot;зубастыйquot; ). То есть: подчеркнули проверяемую букву, выделили корень слова, записали проверочное однокоренное слово.

  • Обозначить орфограмму - значит выделить в слове место, где может быть ошибка. Когда учитель говорит в домашнем задании выделить орфограмму, то в заданном тексте есть пробелы или даны две буквы на выбор. Это и есть орфограмма.

    Еще лучше знать, что орфограмма состоит из двух слов quot;орфоquot; - правильный, quot;граммаquot; - букваquot;, то есть правильная буква. Вот и получается, ищем в слове правильную букву, которая может быть написана неправильно

  • Каждый школьник сталкивается в школе с необходимостью обозначать орфограммы в словах. Чтобы не ошибиться и правильно совершить это действие, для начала необходимо понимать, что такое орфограмма, как е искать и, соответственно, затем выделять.

    Вот небольшая инструкция, отвечающая на все эти вопросы:

    Обозначение орфограмм - Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму?Обозначение орфограмм - Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму?
  • Как говорит Современный энциклопедический словарь:

    Обозначение орфограмм - Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму?

    А если сказать очень просто, так чтобы понял и ребенок, то можно объяснить так: есть случаи, когда не возникает никаких вопросов, как написать какое-то слово, например, слово quot;домquot; - оно как слышится, так и пишется. Но есть слова, которые человек слышит и думает: quot;Как же это правильно написать?quot; Возникают сомнения: можно и так, и так... Для этих случаев люди и придумали орфограммы, то есть общие правила того, как писать quot;трудныеquot; слова, чтобы все мы могли друг друга легко понимать и не возникало путаницы (иначе один писал бы о шифре quot;мой кодquot;, а другой - quot;мой котquot;).

    Орфограммы бывают проверяемые и непроверяемые (которые нужно запомнить). Они могут касаться, например, безударных гласных, слитного или раздельного написания, строчных и прописных букв и других правил.

    Если есть задание найти орфограмму, то это значит, что нужно найти в слове случаи, где применяется какое-то правило написания. (Например в слове quot;глядетьquot; - безударная гласная quot;яquot; в корне слова, которая проверяется словом quot;взглядquot;).

    Когда необходимо выделить орфограмму на письме, то ее нужно подчеркнуть внизу карандашом.

    Обозначение орфограмм - Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму?
  • В школе учитель часто требует обозначить орфограммы в разных словах. Но что такое на самом деле эта орфограмма и как ее находят? А ещ - как ее выделить? Если вы последуете следующим рекомендациям, они Вам могут немного помочь.

    Орфограмма - это определенное вид написания слова, которое основано на правилах русского языка. Если сказать просто, если вы не уверены, как написать слово, а часто это происходит, когда буква или сочетание букв находятся в quot;слабой позицииquot;, то в этом случае Вы имеете дело именно с орфограммой.

    К примеру, написание, которое основано на отличии глухих и звонких парных согласных в корне слова или в его конце. Чтобы правильно написать такое слово, необходимо изменить его форму или же подобрать однокоренное слово, для того, чтобы буква оказалась теперь уже в сильной позиции.

    К примеру, в слове quot;дубquot; выделите корень слова (в этом случае это все слово) и увидите, что буква Б здесь в слабой позиции, потому что слышится парный ей согласный П.

    Получается, что это написание нужно проверить, то есть эта самая буква и является орфограммой. Вам надо подчеркнуть букву Б, после чего выделить корень в слове. Таким образом Вы выделите орфограмму. Она называется в этом случае quot;Написание глухих согласных в корне словаquot;.

    Измените форму данного слова и подберите однокоренное слово.

    К примеру: Дуб - Дубы.

    Как Вы видите - теперь после буквы Б стоит гласная согласная буква, причм она находится в сильной позиции. Написание слова соответствует его произношению. Выходит, что в слове quot;дубыquot; орфограммы нет.

    Орфограммы могут появляться в разных частях слов: в окончании, в корне, в суффиксе, в приставке. Если вы видите орфограмму, и от Вас требуется е выделить, то нужно обозначить ту часть слова, в которой она находится, а кроме того графически обозначьте написание.

    К примеру, если Вы имеете дело с орфограммой вида quot;Чередующихся безударных гласных в корне словаquot;, то Вам нужно выделить корень, а также подчеркнуть гласную в корне (это и будет в данном случае орфограммой).

    Так, например, в слове quot;расположилсяquot; в его корне quot;ложquot; орфограммой считается написание буквы О. Выделите корень слова, подчеркните в нм букву О одной чрточкой, а букву Ж двумя, потому что написание этой безударной гласной зависит от следующего после него согласного.

    В слове quot;расположилсяquot; есть ещ одна орфограмма - это написание приставки. Е также нужно выделить, после чего надо ещ подчеркнуть букву С и последующую согласную П, потому что написание слова зависит от того, глухой или звонкий согласный находится после приставки. Буква С здесь подчркивается одной чертой, а буква П - двумя чертами.

    В том же слове нужно отметить ещ одну орфограмму в приставке quot;поquot;. Выделите для этого приставку и подчеркните в не букву О.

    Как Вы видите - в слове расположился, например, необходимо выделить не одну, а сразу несколько орфограмм.

    Если Вы не будете лениться обозначать орфограммы, то это очень может помочь Вам писать слова грамотно.

  • Орфограмма - это такое место в слове, написать которое правильно можно не на основании здравого смысла, а согласно правилам правописания. Здравый смысл основывается на том, что слышит ухо. Морфемный принцип, традиция и аналогия - три кита русской орфографии. С юных лет школьников учат находить quot;подводные камниquot; орфографии, узнавать подозрительные места и не спешить, останавливаться, задумываться над тем, какую букву нужно написать, слитно, раздельно или через дефис.

    Буквы - это знаки. Использование любых знаков предполагает кодировку. В случае с правописанием звуковые реалии трансформируются в визуальные, при этом предполагается полноценная обратная перекодировка - из визуальных во звуковые. То есть мы можем записать то, что говорим, и прочитать то, что написали. Где код и программирование, там возникает необходимость выбора из предложенных вариантов в зависимости от ситуации. Вс это звучит мудрено, а на самом деле любой думающий ребнок способен выбрать правильную букву, склоняя слово, находя однокоренные слова, где сомнительное место (орфограмма) находится под ударением, и т. д.

    Основные орфограммы перечислены здесь, подробные правила с примерами можно найти на сайте грамота.ру, посвящнном разным аспектам грамотности, в том числе и правописанию.

    Типичная проблема - правописание безударных гласных, поскольку редукция гласных звуков во внеударных позициях - одно из свойств русской фонетики, отличающей наш язык не только других славянских, но и вообще от большинства языков в мире. Чаще всего она проявляется в необходимости писать quot;оquot; там, где слышится quot;аquot;. На самом деле там quot;слышитсяquot; ни quot;оquot;, ни quot;аquot;, а возможны совсем другие звуки, для которых нет букв в русском алфавите, но большинству говорящих по-русски привычно узнавать в них именно quot;аquot;. Распознать орфограмму - полдела, нужно ещ правильно определить участь сомнительной буквы. Часто получается так, что перестраховщики видят в любом безударном звуке quot;аquot; замаскированную букву quot;оquot; и пишут quot;порольquot; или quot;удолитьquot;. То есть понимание того, что данной позиции (безударной) соответствует какое-то правило правописания, уже есть, но умения его применить для правильного выбора ещ нет.

    Изменения в правилах, призванные упростить правописание, часто приводят к появлению ошибок нового типа. До революции приставки раз- и без- писались всегда с буквой quot;зquot; в конце, например quot;разсказъquot;. Типичной ошибкой было написание буквы quot;сquot; вместо quot;зquot;, поскольку перед глухими согласными происходила ассимиляция по звонкости-глухости. Теперь же, когда правильно писать рассказ, ученики quot;экономятquot; на второй букве quot;сquot;. С приставкой без- вообще конфуз приключился: с отменой букв quot;ятьquot; и quot;ерquot; написание слова quot;бесquot; полностью совпало с написанием приставки перед глухими согласными. и вот уже мнительные люди ищут и находят quot;славного бесаquot; в слове бесславный, а поскольку слов с данной приставкой в русском языке очень много, то бесы атакуют тех, чь внимание занято не теми знаками, которым следует уделять внимание, по крайней мере - на письме.

    Люди часто путают орфографию с грамматикой. Тревожные возгласы в СМИ и Интернете о том, куда же катится русский язык, в большинстве случаев оказываются сетованиями именно на орфографические ошибки или на робкие разговоры об изменении правил правописания. Когда вместо заяц предлагают писать quot;заецquot;, русский язык никуда не катится - это лишь обсуждение целесообразности перекодировки в конкретном случае. Язык катится тогда, когда употребление несклоняемого существительного кофе становится позволительным с прилагательными в среднем роде. Ещ дальше язык покатится, если это слово начнут склонять, но даже тогда речь пойдт о внутренней логике развития языка, а не обязательно о его порче.

  • В моей памяти нет термина quot;орфограммаquot;. Видимо, двадцать лет назад детей учили без излишней терминологии, объясняя основы русского языка другими доступными словами. Насколько помню, мы не обозначали в словах орфограммы. Мы просто учили правила, которые намертво закрепились в нашей памяти. Но это так... лирическое отступление.

    Для начала нужно понять: что такое орфограмма? А это всего лишь написание слов в соответствии с орфографическими правилами русского языка. Существует около 70 видов орфограмм.

    Орфограммой может быть:

    • Безударная гласная в корне, суффиксе или приставке слова, которую можно проверить, подобрав проверочное слово с ударением на эту гласную. Пример: запЕвать или запИвать песню? В данном случае орфограмма буква quot;Еquot;. Для обозначения подчеркиваем ее одной чертой. Проверочное слово quot;пЕтьquot;.
    • Непроверяемая безударная гласная в слове. Например: кОрова. В данном случае орфограммой является буква quot;Оquot;, на которую не падает ударение. Подчеркиваем ее. Нужно просто запомнить, что корова пишется через quot;Оquot;. Другой пример: цЫпленок. Орфограммой является буква quot;Ыquot;. По правилам, в корне слова после буквы quot;Цquot; пишется буква quot;Иquot;, но есть исключения: цЫган на цЫпочках стоял и цЫц цЫпленку повторял. Это тоже необходимо запомнить.
    • Проверяемая согласная в слове. Например: слово quot;столБquot;. В конце звучит глухой звук quot;Пquot;, а писать нужно через букву quot;Бquot;. Это значит, что буква quot;Бquot; является орфограммой. Подчеркиваем ее. Правильное написание можно проверить, подобрав слово, в котором после орфограммы quot;Бquot; будет гласная: столБы.
    • Непроверяемая согласная в слове. Например: раЗрушить. Орфограммой является буква quot;Зquot; в приставке quot;раЗ-quot;. Подчеркиваем ее одной чертой. Правило гласит: если корень начинается со звонкой согласной, используем приставку quot;раЗquot;; если с глухой - приставка quot;раСquot;. Мы видим зависимость правильного написания приставки от буквы, с которой начинается корень. Значит, нужно эту букву подчеркнуть двумя чертами, чтобы выделить зависимость орфограммы.

    Чаще всего орфограммой является буква, которая звучит не так, как пишется. Но орфограммой может быть и дефис, и разделительное написание (пробел). Например: quot;по моему мнениюquot; и quot;по-моемуquot;. В этом примере орфограммами являются:

    1) пробел между предлогом quot;поquot; и притяжательным местоимением quot;моемуquot;;

    2) дефис в наречии по-моему. Чтобы графически обозначить эти орфограммы, нужно подчеркнуть пробел и дефис.

    Подведем итог: орфограммы дело хорошее, выделяйте их, но этого мало. Учите правила русского языка и тогда намного легче будет грамотно писать: вы автоматически будете ориентироваться на правила.

  • Как известно, орфография - это набор правил, который определяет правильность написания слов определнного языка. Если для того, что бы при письме избежать ошибки в слове, вам приходится прибегать к использованию определнного правила, то в данном слове имеется орфограмма. Например в слове quot;котquot; нет орфограммы, а вот в слове quot;моешьсяquot; она есть.

    Обозначение орфограмм - Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму?

    Чтобы найти орфограмму нужно хорошо знать 27 правил орфографии и уметь их эффективно использовать. Особое внимание при письме нужно обращать на следующие моменты, которые могут свидетельствовать о наличии орфограмм:

    Обозначение орфограмм - Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму?

  • Орфограммой в русском языке называют проблемы в написании слов, то есть те буквы, в которых легко ошибиться, которые нуждаются в проверке.

    Например, написание безударных гласных в корне слова всегда необходимо проверять для того, чтобы написать правильно. Возьмм слово quot;дубquot;. Писать quot;Бquot; или quot;Пquot;? Если возникает этот вопрос, значит, эта буква и является орфограммой.

    Обозначается орфограмма вот как: подчркивается буква, которую нужно проверить, а также выделяется корень слова. В данном случае проверочное слово quot;дубыquot;.

  • Как обозначается орфограмма, лучше показать на примере.

    В следующем примере имеется орфограмма, в которой идт речь о безударных гласных в корне слова. В таком случае нужно выделить сам корень слова, а чередующуюся гласную в корне (которая в данном случае и есть орфограмма) подчеркнуть.

    Возьмм слово quot;расположилсяquot;. Здесь может возникнуть сложность при написании буквы quot;Оquot; в корне слова quot;ложquot;. Обозначаем орфограмму:

    • буква quot;оquot; подчркивается одной чертой;
    • буква quot;жquot; подчркивается двумя чрточками, так как написание quot;оquot; зависит от последующей согласной quot;жquot;.
  • info-4all.ru

    Проверяемые орфограммы в корне слова. Непроверяемые орфограммы в корне слова :: SYL.ru

    Грамотность - одно из основных требований к письменным работам, выполняемым школьниками на протяжении всего периода обучения. Уровень овладения навыками безошибочного письма проверяется и у выпускников школ на ГИА и ЕГЭ. Анализ работ показывает, что чаще всего ошибочному написанию подвергаются орфограммы в корне слова. И это несмотря на то, что освоение правописания корней начинается с момента поступления ребенка в школу и продолжается до ее окончания.

    Что такое орфограмма?

    Место в слове, где возможно появление ошибочного написания, называется орфограммой. Обычно она обнаруживает себя тогда, когда написание не совпадает с произношением. Ошибкоопасные места могут находиться в любой из частей - приставке, суффиксе, корне, окончании или между словами.

    орфограммы в корне словаДля правильного написания частей слова ученику недостаточно просто заучить правило, которое укажет, как необходимо написать букву или проверить ее. Ребенок должен безошибочно определять состав слова, что, в свою очередь, является очень непростым делом. Кроме того, ему нужно увидеть само "опасное" место в слове.

    Понятие корня

    Избежать орфографических ошибок в работах детей поможет правильное и своевременное их знакомство с термином "корень слова". Важным моментом является и то, как этим понятием оперируют школьники при дальнейшем обучении русскому языку.

    проверяемые орфограммы в корне словаКак известно, корень - это часть родственных слов, именно в ней заключен их основной лексический смысл, и она является общей для всей группы. Поэтому перед знакомством с понятием необходимо научить детей составлять цепочку из родственных слов. Чем богаче запас слов, которыми ребенок активно пользуется, тем легче и интереснее проходит эта работа. Примерами таких рядов могут послужить следующие:

    • море, моряк, морской, морячка;
    • лес, лесник, лесной, лесовик;
    • школа, школьник, школьница, школьный.

    Дети сами замечают, что в родственных словах встречается одинаковое сочетание букв. Оно несет главную смысловую нагрузку, в результате чего все слова в цепочке близки по своему значению, а общая часть и называется корнем.

    Орфограммы в корне слова

    Видеть все ошибкоопасные места при написании слов - вот то главное, чему необходимо учить детей. И начинать эту работу нужно уже в первом классе. К моменту окончания учебного года первоклассники должны знать около десяти правил написания, среди них есть и те, которые указывают на орфограммы в корне слова. К ним относятся парные согласные по звонкости - глухости в слабой позиции, безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением.

    непроверяемые орфограммы в корне словаВо втором и последующих классах количество и разнообразие орфограмм значительно увеличивается. Опыт показывает, что если ребенка не приучить видеть опасные места в словах в самом начале обучения правописанию, то в дальнейшем сделать это будет очень сложно. Результат такой методической ошибки - низкий уровень грамотности учеников.Самый надежный способ, позволяющий научить видеть орфограммы в корне слова и других его частях - это ежедневные упражнения в записи предложений под диктовку с проговариванием всех ошибкоопасных мест. Объяснительные диктанты могут содержать не более трех коротких предложений, но они должны быть ежедневными. Это обязательное условие для достижения стопроцентной грамотности при выполнении письменных работ.

    Кроме того, на орфографических минутках, которые тоже рекомендуется проводить ежедневно, необходимо выполнять задания, где требуется подчеркнуть орфограммы в корне слова.

    Проверяемые орфограммы

    В школьной практике сегодня существует несколько подходов к классификации слов по наличию в них ошибкоопасных мест. Одна из групп содержит проверяемые орфограммы в корне слова.

    орфограммы гласные в корне словаСюда относятся:

    • гласные в слабой позиции;
    • парные глухие и звонкие согласные;
    • согласные, которые при стечении не произносятся.

    Надо отметить, что именно проверяемые орфограммы в корне слова вызывают наибольшие затруднения у школьников всех возрастов. Чтобы быть уверенным в правильности выбора той или иной буквы при написании слова, необходимо подобрать проверочное. Для этого ребенок обязан точно знать, где находится буква, которую он собирается проверять. Лишь убедившись в том, что она стоит в корне, он будет подбирать проверочное слово. Вот здесь и пригодится весь словарный запас ребенка и его умение образовывать новые слова.

    Непроверяемые написания

    Особую группу составляют слова, в которых присутствуют непроверяемые орфограммы в корне слова. Чаще всего их правописание необходимо запоминать. Педагоги владеют системой специальных заданий, выполнение которых приводит к прочному запоминанию слов и грамотному их написанию при последующем использовании.

    Для учащихся каждого класса рекомендованы перечни слов для запоминания, куда включены непроверяемые орфограммы в корне слова. Ученики, имея такие справочники, привыкают пользоваться ими во время проверки написанного или при возникновении затруднений.

    Орфограммы гласных

    Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых, в курсе школьной программы - самые сложные для усвоения орфограммы. Гласные в корне слова, приставке, суффиксе или окончании, по мнению ученика, могут иметь несколько вариантов написания, например, явление, ивление, евление. Задача учителя состоит в том, чтобы дети, применяя соответствующий алгоритм, научились выбирать правильное написание.

    орфограммы в корне слова согласныеБезударные гласные а, о, е, и, я требуют проверки, если они стоят в корне слова. Чтобы убедиться в правильности их написания, необходимо подобрать проверочное слово. Оно должно быть однокоренным (родственным) или иметь другие формы проверяемого. Слово может называться проверочным только тогда, когда безударная гласная окажется в сильной позиции.

    Безошибочного написания безударной гласной в корне слова можно добиться, если ученик умеет:

    • определять в слове ударную и находить безударные гласные;
    • выделять корень;
    • подбирать родственные слова или их формы;
    • знать правила проверки орфограмм.

    Орфограммы согласных

    Правописание согласного зависит от его местонахождения в слове. Находясь в слабой позиции, согласные могут заменяться парными по звонкости - глухости, что и указывает на наличие орфограммы в корне слова.

    подчеркнуть орфограммы в корне словаСогласные, как звонкие, так и глухие, требуют проверки, если:

    • они находятся в конце слова;
    • звонкие согласные стоят перед глухими согласными;
    • глухие парные согласные расположены перед звонкими согласными.

    Кроме того, требуют особого внимания слова, где есть стечение трех-четырех согласных, и одна из них не произносится. Непроизносимая согласная в корне слова относится к группе проверяемых орфограмм. Правописание удвоенных согласных в корне слова требует от учеников их запоминания или знания состава слова.

    www.syl.ru


    Смотрите также