Проблемы детско-юношеского футбола в России . Детский футбол в россии


Детский футбол: основные проблемы - «Ваше все»

детский футбол

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso

Дети — это наше будущее, а детский футбол это незаменимая составляющая здорового развития сборной, национальных клубов, а так же имиджа нашей страны на мировой арене.  Нам нужны футболисты способные открыть «новую эру» в истории нашего футбола.

Болельщики уже давно мечтают о появлении легенды. Людям нужны примеры для подражания, они хотят испытывать гордость за свою страну. Без детских школ с правильной философией воспитания, высококлассными специалистами и  техническим оснащением этим мечтам не суждено сбыться.

  На бумаге детских футбольных школ у нас достаточно и может показаться что мы все делаем верно — ведь школ же много. Народная мудрость на этот счет гласит — «много не значит хорошо».  Да, каждый из клубов второго, первого и тем более высшего дивизионов имеют собственные спортивные школы для детей. Более того у Российской футбольной Премьер-Лиги есть собственный молодежный чемпионат по футболу, но много ли от этого толку?

  Основные проблемы детского футбола :

→ Техническая не оснащенность

→ Низкая степень квалификации детских тренеров

→ «Конвеерное производство» футболистов

→ Ставка на результат команды , а не на прогресс игрока

→ Низкая популяризация детского футбола

Проблемы детского футбола в России

  Многие школы существуют исключительно на бумаге. Те же, что всетаки работают, в подавляющем большинстве находятся в самых скверных условиях. Даже тренерский и ученический энтузиазм не слишком хорошо помогает, если условия для тренировок оставляют желать лучшего.

  К слову, согласно статистике в России  13000 детских футбольных тренеров. Большинство из них ни разу не выезжало за пределы своего города или деревни. Для многих из них книги еще советского времени единственный источник знаний. Работать приходится в условиях , созданных во времена СССР, в то время как в Европе большинство школ прекрасно оснащены полями с различными покрытиями ,различного вида тренажерами, медицинскими центрами при школах и т.д. . Так же существуют целые базы данных с подробной информацией о развитии игроков , в то время как у нас до сих пор не могут ввести систему «карточек». Все это безусловно сказывается на учебном процессе.

Кого отбирают в школы?

  Ни для кого не секрет, что в в детские футбольные школы зачастую отбирают не талантливых, а «своих». Тренеру сложно отказать настойчивой просьбе игрока или тренера профессиональной команды, ведь он слишком сильно от них зависит. В результате, добрая половина детской команды является близкими родственниками игроков, самого тренера, медиков и так далее. Между тем, многие такие дети прекрасно понимают свое привилегированное положение по сравнению с обычными игроками и не стесняются им пользоваться. Это не самым лучшим образом сказывается на моральном духе команды и будущих игроков.

  Отбор в футбольные команды начинается с 5 лет, а позднее берут очень неохотно — «перестарки«. Как показывает мировая практика, нередко именно «перестарки» становятся звездами мирового масштаба. Возьмем ,например, бразильскую школу  при футбольном клубе «Сан-Паулу» — туда берут детей с 8-10 лет и это не помешало им вырастить звезду «Милана» , а сейчас игрока самого титулованного клуба на планете «Реала-Мадрид» — футболиста обладателя «Золотого мяча» -Кака.

Психологическое давление на детей

  Тренеру требуется немедленный результат от каждого из игроков. Таковы требования существующей системы. В результате, ему приходится ставить самых рослых вратарями, а самых шустрых — нападающими, причем буквально с первых недель. Мнение ребенка при этом не учитывается , как не учитывается и тот факт, что дети растут, причем неравномерно. В результате вчерашний великан за одно лето может стать одним из самых маленьких. Такое отношение не дает раскрыться талантам игрока в полной мере, да и отношение к самому футболу нередко становится у детей отрицательным.

Детей учат "не тому"

  Не мала важна философия самой игры , которую преподают детям. Буквально с первых дней детям твердят «Пас! Одно касание! Играй на команду!» — дети не развиваются индивидуально. У нас нету индивидуальных мастеров. Побывав в Бразилии я видел, как в детской футбольной школе тренировали детей — они не боялись идти вперед, часто шли в обводку. Когда я спросил их тренера -» Почему дети так много берут игру на себя?» , тренер сказал «Пасу они успеют научится, а если не поставить технику в раннем возрасте , потом это будет сделать намного труднее» . Конечно, никто не спорит, командная игра — основа успеха будь то клуба или сборной, но как можно говорить об успехе если при «командной игре» игроки не могут принять мяч меньше чем за три касания или не могут забить из простой ситуации.

  Нельзя забывать, что цель таких школ это обучение игроков, а не выращивание команд. Дети ,играя в составах, в которых они побеждали на U-17 турнирах, никогда больше не будут играть вместе. Детей учат играть именно с ребятами из своей школы , а не против высококлассных соперников.

Слишком высокие нагрузки

  Детей заставляют побеждать как можно больше и как можно чаще. Чем больше побед- тем выше финансирование. Дети не выдерживают таких нагрузок. Даже взрослым, тренированным людям тяжело дается каждый матч. Для детей эта нагрузка дается в несколько раз сложнее. Дети играют по 70 матчей за год, что очень плохо сказывается на их развитии, как футболистов. Например, в Англии детям не дают играть больше 40 матчей в год потому , что нельзя забивать детей физической нагрузкой. Вспомним триумф нашей молодежной сборной в 2006 году, когда мы стали Чемпионами Европы среди молодежи,  - сколько игроков из чемпионского состава заиграло на серьезном уровне? Практически никто. На слуху Помазан да Прудников и тех тяжело назвать элитой нашего футбола. Ставка на результат, а не на технику плачевно сказывается уровне детского футбола в России.

Погоня за количеством, а не за качеством

  Ежегодно одни только школы Москвы выпускают несколько тысяч футболистов. Разве нам столько нужно? Нам нужно десять, ну максимум сто футболистов высокого качества, а не тысячи однотипных игроков. Например, в Голландии, в академии футбольного клуба «Аякс»,  из тысячи абитуриентов в школы попадает один, максимум два игрока, зато 75 процентов остаются в профессиональном футболе — в наших школах хорошо, если этот процент доходит до десятки. Жесткий отбор позволяет школам сконцентрировать школам финансы на талантливых игроках, давая им шанс развиться в звезд мирового футбола.

Детям недостает "внимания"

  В развитых футбольных странах таких как — Англия, Франция , Испания, Германия, Аргентина и т.д. молодые игроки на слуху. Люди наблюдают за их развитием, в курсе того, что с ними происходит. Не редко , смотря Английскую Премьер-Лигу, я натыкаюсь на очередного 17-летнего  талантливого игрока играющего в основе «Ливерпуля» или «Арсенала» , да того же «Манчестер Юнайтед». Откуда они там берутся?

  Внимание общественности к игрокам привлекает внимание агентов, которые направляют игроков в топ-клубы, где почва для развития игрока близка к совершенству. У нас же , когда игроку уже под 30 люди начинают удивляться, — «почему мы раньше ничего не слышали об этом игроке? Вот если бы его заметили раньше- он бы стал звездой..». Если бы. К сожалению, в нашей стране мало внимания уделяется детскому футболу. Чем больше внимания будет уделяться детскому футболу, тем больше шансов у молодых игроков — «выстрелить» — найти свой клуб и заиграть в нем на высоком уровне.

  Нам нужно поднимать детский футбол на ноги. Нам нужно улучшать инфраструктуру и повышать квалификацию тренеров. Нам нужно менять философию школ и философию тренировок. Только тогда Россия станет по-настоящему футбольной страной и наши игроки будут нарасхват как в нашем, так и в других топ-чемпионатах.

Источник:  http://rfplinfo.ru/

Смотрите также:

Летний спортивный лагерь - отличное место отдыха для ребенка

Спорт: нравственно нейтральная возможность

Как заставить ребенка заниматься спортом и не отбить желание?

Виды спорта рекомендуемые детям

Спорт для всех  

www.vashevse.ru

"Детский футбол в России находится в загоне!"

Уже более чем очевидно, что детский и юношеский футбол в нашей стране переживает кризис. "Молодежка" со времен СССР только раз преодолела барьер отборочного турнира ЧЕ и ЧМ, а успех трехлетней давности сборной 1989 года рождения под руководством Игоря Колыванова можно и нужно считать исключением из правил. А сколько талантов потерялось по дороге из юношеского во взрослый футбол - просто не счесть.

Между тем, процесс воспитания новых Аршавиных, Кержаковых, Акинфеевых - сложный, трудоемкий, требующий от тренеров порой даже больше таланта, терпения, трудолюбия, чем в работе с командой мастеров. Но труд футбольных старателей и ювелиров в нашей стране неблагодарный и это, к сожалению, непреложный факт. Прибыль в разных формах ее проявления достается исключительно продавцам или купцам уже готовых "бриллиантов".

О том, почему так происходит и как изменить сложившуюся печальную ситуацию, рассказал Александр Тарханов, из-под тренерского "пера" которого в разное время вышли такие известные футболисты как Хохлов, Радимов, Каряка, Игнашевич и многие другие.

- Александр Федорович, к сожалению, приходится начинать с грустного. Как вы оцениваете выступление наших команд в еврокубках? - Юрий Семин сказал, что нам надо переосмыслить российский футбол. Все твердят, что он прогрессирует, а прогресса на самом деле нет. Показателем развития являются как раз международные матчи. Если мы не можем преодолеть в Лиге Европы барьер в лице скромного ирландского клуба, проигрываем стартовые поединки в Лиге чемпионов, значит, у нас происходит что-то не то. Нет притока кадров, которые смогли бы заменить наших ведущих футболистов.

- В прошлом году "Зенит" завоевал сразу два международных трофея, тем самым заставив говорить всех - болельщиков, специалистов, чиновников от футбола - о качественном скачке российского чемпионата. Не прошло и года, как тональность таких разговоров резко изменилась. - Этот скачок произошел за счет одной команды – "Зенита". На этот успех питерцев было брошено все: финансы, клуб собрал под свои знамена лучших игроков. Но этот факт не может свидетельствовать о силе российского футбола в целом. Костяк национальной сборной составляют игроки, которые либо перевалили за рубеж в 30 лет, либо приближаются к нему. Семак, Семшов, Зырянов, Аршавин, Игнашевич - эти ребята являются воспитанниками еще старой, советской школы, которая была одной из лучших в Европе.

- По-вашему, нынешний кризис в отечественном футболе носит системный характер? - Спорт, не только футбол, не может существовать в отрыве от политики, экономики и жизнедеятельности государства. Рухнувшая Саяно-Шушенская ГЭС, все наши крупные предприятия, бывшие гигантские стройки уже использовали или по-прежнему используют ресурс еще Советского Союза. Увы, не нашлось людей, которые бы смогли вложить средства в их модернизацию. Так же и в футболе. Мы еще пользуемся плодами советской школы. Но с каждым годом все отчетливее видны проблемы и кризис. Сборная юношей 1989 года выиграла чемпионат Европы, но если разложить тот успех на две составляющие - талант и везение, то последнее возьмет верх, его явно было больше. К сожалению, из той команды практически никто не заиграл на серьезном уровне.

Сейчас я курирую детскую школу, помогаю тренерам вести команды, выступающие на КФК и во второй лиге. Знаю о проблемах детского футбола очень хорошо. Я, в общем-то, об их существовании знал и раньше. Детский футбол в России находится в загоне! Нет квалифицированных тренеров, современной методики подготовки. И очень сложно современную методику вбить в голову нашим тренерам. Все детские команды бьются только за результат, поэтому их наставники стараются взять в команду игроков поздоровее, помощнее. Что тут скрывать, у нас есть и липовые по возрасту игроки. Естественно, они и проносят результат.

- Некоторые детские футбольные школы сейчас фактически отданы на откуп иностранным специалистам. На ваш взгляд, приток заграничных идей и методик - панацея от наших проблем? Не расписываемся ли мы таким образом в собственном бессилии и непрофессионализме? - Я не против иностранных тренеров в детском футболе, но иностранцу сложнее, чем нашему специалисту, потому что он не знает языка. С детьми ведь нужно постоянно разговаривать. Второй момент, мы слишком рано начинаем играть в футбол - с 7 лет. К примеру, за рубежом детей до 10 лет обучают не профессиональные тренеры, а педагоги. Их основная задача - заинтересовать ребенка тем или иным видом спорта. Такая система культивируется в Англии и других странах. За границей у детей до 10 лет нет конкретной специализации, до этого возраста человек обычно просто не может адекватно воспринять, чему его будет учить тренер. А вот с 10, с 11 лет дети в Европе начинают впитывать азы футбола и начинают воспринимать процесс обучения. Идет полноценное обучение – то, чего у нас, увы, нет. До этого возраста должна закладываться общефизическая подготовка - координация, ловкость. Ребенок может попробовать различные виды спорта: плавание, баскетбол, хоккей, футбол, гандбол. В Швеции есть спортивная школа, в которой до 12-14 лет с детьми занимаются исключительно ОФП, а уже потом тренеры определяют, каким видом спорта ребенку лучше заниматься. Эта школа существует уже давно и один из ее выпускников - знаменитый теннисист Бьорн Борг и не менее знаменитый горнолыжник Ингемар Стенмарк.

Я помню, когда еще работал в ЦСКА, пришел как-то на тренировку восьмилетних детей. А они играют в одно касание на полполя. После занятия вызываю к себе тренера и говорю ему: "Что ты делаешь, дети еще по мячу не могут бить как следует, а ты заставляешь их играть в одно касание".

- Профессия детского тренера в нашей стране, как правило, малооплачиваемая, и оттого считается неблагодарной. Не это ли является главной проблемой, тормозом в развитии детского футбола? - В нашей стране много неблагодарных профессий. Не только тренерская. А с детьми работать ничуть не проще, чем со взрослыми. Я много видел, как работают с детьми во Франции, Бразилии. Там тренеры ползают на коленях, чтобы правильно поставить детям ноги при ударе. Учат, как правильно пас отдать. При этом в тренировках используются облегченные мячи.

- Наверняка за границей детских тренеров поддерживает государство или они все-таки находятся на балансе у клубов? - Это государственная программа. И плюс, конечно же, клубы, в которых проходит очень сильный процесс обучения. В 1997 довелось сравнить выпускников 1982 года рождения школы "Спартака" и их сверстников из "Милана". Скажу вам, мы увидели огромную разницу в уровне подготовки наших мальчишек и итальянских.

- Но ведь так называемый футбольный фундамент закладывается как раз в детской школе. - Верно, дальше идет совершенствование. Если у футболиста есть данные, то их всегда можно развить, в том числе и в команде мастеров. Раньше в Советском Союзе была полемика. Многие считали, что если до 18 лет техника у футболиста не заложена, то ее уже невозможно развить. Еще в 1968 году немецкому тренеру Хельмуту Шену задавали этот вопрос, и он ответил, что пока человек играет в футбол, технику всегда можно усовершенствовать и индивидуальные качества.

Считаю, что каждый год футболист должен в чем-то расти - в тактическом, в техническом плане. И так до 26-27 лет. Дальше этот рост перерастает в опыт, и на этом фундаменте должно все ровно идти. Многие молодые футболисты останавливаются в росте, не совершенствуют свое мастерство, и это проблема. Два наглядных примера. Кройф во времена работы в "Барселоне" занимался со звездами - Ромарио, Стоичковым, Лаудрупом, Куманом и другими только техникой и игрой. Он всегда говорил, что надо совершенствовать технику, без нее никуда. Свежий пример. Недавно журналисты брали интервью у Олича. В том числе хорвата спросили про работу Ван Галя. Он сказал, что команда теперь очень много занимается техникой. А у нас, если команда плохо играет, значит, плохо готова физически, или фундамент плохо заложили зимой. Это все полнейшая ерунда. Фундамент нужно не закладывать, а постоянно его совершенствовать.

- А в чем наша системная ошибка? - У нас практически полностью отсутствует процесс обучения. Я смотрел игры и тренировки сборной 1990 и 1991 годов рождения. Они не играют в футбол, они мучаются. Мне очень понравилось высказывание молодого армейца Пилиева после игры с "Динамо" открывшего, что Хуанде Рамос предоставил ему свободу действий на его позиции, сказал, чтобы тот не боялся лезть вперед, обыгрывать. А у нас как? Детские тренеры постоянно говорят своим маленьким подопечным: "Играйте быстрее, в одно касание, зачем водитесь, отдайте пас". Поэтому у этих бедных детей нет индивидуального мастерства. Видел в Бразилии тренировку 17-летних, которую проводил один из лучших детских тренеров страны. Там никто не стеснялся обыгрывать, брать инициативу на себя. Я спросил у коллеги, почему он предоставляет ребятам такую свободу действий. Он мне ответил: "Александр, пас они научатся отдавать, а вот если они здесь не разовьют индивидуальные качества, то потом это сделать будет негде". Наши футболисты практически не подготовлены ни индивидуально, ни технически. Если люди на уровне мастеров делают по два-три касания, чтобы остановить мяч, о чем можно вообще говорить!

- Мы много теряем молодежи за футбольным полем, я говорю сейчас о том, что ребята не выдерживают испытание деньгами, медными трубами. - Это российский менталитет. Наша нынешняя молодежь разбалованная. Появление больших денег в отечественном футболе сыграло со многими злую шутку. И в том числе в этом вопросе большая ответственность лежит на тренере. Еще раз повторюсь, тренер должен быть в первую очередь педагогом.

- Что нужно сделать, чтобы воспитать хороших детских тренеров? - В первую очередь, надо изменить сам подход к профессии тренера. И в этой связи хорошо, что у нас создалась такая организация как "Объединение отечественных тренеров". У нас ведь в футболе много тренеров работают по блату, есть, так называемые, деловые тренеры, умеющие с судьями работать, игры расписывать. Главное в тренере – профессионализм, и от этого качества надо отталкиваться. Хиддинк постоянно говорит во всех интервью, что нашей стране нужны тренеры, умеющие готовить игроков. Но на это никто не обращает внимание. Такая же ситуация и в детском футболе. Мне иногда жалко детей, над которыми издеваются молодые судьи, начинающие свою карьеру именно в детском футболе. И у ребенка вырабатывается комплекс неполноценности, с которым он идет по жизни дальше. Если мы вобьем в головы президентов клубов, что до 14-15 лет не нужно ставить во главу угла результат, дело сдвинется с мертвой точки.

- Есть ли у нас в таком случае хоть какой-то позитив? - У нас много талантливой молодежи: Кокорин, Смолов, Мамаев, Пилиев, много звездочек сейчас зажглось в "Спартаке". Это означает, что детские тренеры работают. Это положительный момент. Да, у нас нет общей системы подготовки, но тренеры все равно готовят талантливую молодежь. Кроме того, если в клубе ведется специальная работа, то игроки непременно будут расти.

www.euro-football.ru

Проблемы детско-юношеского футбола в России — Рамблер/спорт

Открываем серию публикаций, посвящённых актуальным проблемам российского футбола. В первой части поговорим о работе с молодёжью. После чемпионата Европы причины неудачного выступления сборной активно обсуждаются как журналистами, так и игроками, тренерами и функционерами. Звучали разные мнения, однако почти все специалисты сходятся в том, что российский футбол переживает системный кризис, а потому назрело время реформ. Это особенно актуально сейчас, накануне выборов нового президента РФС.

Однако нет уверенности в том, что реформы будут реализованы после выборов. Поэтому редакция «Чемпионата» решила составить собственную программу реформ российского футбола. Мы пообщались с рядом экспертов, составили впечатление о проблематике и разработали комплекс предложений, которые могут помочь выйти из кризиса. В итоге получилась предвыборная программа идеального кандидата в президенты РФС, по мнению «Чемпионата». Сегодня мы публикуем первый пункт программы.

***

На сегодня в российском детском футболе главным критерием успешности тренера является командный результат, а не индивидуальное развитие игроков. Это приводит к специфическим методам работы с детьми: критике за ошибки и поощрению наименее рискованных вариантов продолжения игры. Вследствие этих методов футболисты с детства учатся не брать на себя ответственность и не искать умные, творческие решения, а действовать без риска. Ещё одной проблемой остаётся недостаточное число тренеров с высокой квалификацией. Существует всего семь региональных центров, где можно получить лицензию категории С, обладателям которой по стандартам УЕФА разрешено работать в детско-юношеском футболе.

Для решения этих проблем нужно помочь региональным ДЮСШ предоставлять тренерам необходимое профильное обучение и усилить контроль над квалификацией детских специалистов, а также изменить систему организации турниров, чтобы игровой процесс и удовольствие детей от игры стали доминирующими задачами тренеров.

Доступная в каждом регионе лицензия тренера

Чтобы пройти курс обучения, необходимый для того, чтобы стать квалифицированным детским тренером, желающим приходится отправляться за тысячи километров, в один из семи центров подготовки специалистов. Необходимо увеличить количество центров, чтобы каждый, кто хочет начать тренерскую карьеру, мог пройти курс обучения и получить лицензию категории С, не покидая свой субъект федерации.

Контроль квалификации специалистов

Академии при футбольных клубах и частные футбольные академии заинтересованы в повышении квалификации своих специалистов, но муниципальные ДЮСШ часто работают с тренерами, которые не имеют необходимой лицензии. РФС должен получить полномочия обязывать ДЮСШ отправлять таких тренеров на курсы обучения для получения лицензии или отстранять их от работы. Ужесточение контроля над квалификацией детских тренеров в ДЮСШ будет реализовано после того, как курсы обучения станут доступными в каждом регионе.

Ориентир — на процесс игры, а не на результат

Цель тренера в детско-юношеском футболе — развитие природных способностей будущих футболистов, а не победы в турнирах местного значения. Турнирные таблицы можно вводить в соревнованиях возрастных групп начиная с 12 лет. Дети до девяти лет не должны быть привязаны к позиции, необходимо разрешать им играть там, где они хотят, и позволять менять позиции. Критерии оценки работы детского тренера будут включать индивидуальные показатели его игроков, число детей, которые хотят у него учиться, отзывы родителей, но не количество набранных в соревнованиях очков.

Конкурентоспособные зарплаты детских тренеров. Гибкий график

При текущем уровне заработной платы в региональных футбольных академиях многие тренеры вынуждены брать как можно больше разных возрастных групп, чтобы получить двойную ставку. В итоге количество работы заменяет качество. Но работа детского тренера не может оцениваться количеством потраченных на занятия часов, а специалист по работе с 9-летними детьми не должен работать с 14-летними только ради того, чтобы заработать себе на существование.

Работа детских тренеров будет оплачиваться достаточно высоко, чтобы открытые вакансии вызывали конкуренцию среди соискателей, одновременно обучение профессии станет намного более доступным. Также нужно перенимать европейский опыт по совмещению профессий: если специалист обладает лицензией, чтобы работать с детьми, но у него уже есть другой вид деятельности, который приносит основной доход, он должен иметь возможность сохранить его и вести только небольшой объём занятий. Неполная занятость не должна влиять на условия допущения его подопечных к детско-юношеским соревнованиям.

Использование опыта других стран

Иностранная методическая литература пока остаётся труднодоступной для детских тренеров. Опыт реформирования детского футбола в Бельгии, Германии, Испании необходимо использовать: новые методические пособия по организации тренировок, которые применяются в этих странах, будут профессионально переведены и предоставлены в широкий доступ, в том числе в Интернете.

Резюме

Методы работы детских тренеров в России нуждаются в серьёзной корректировке. Смена приоритетов с результатов на индивидуальные показатели позволит добиться развития талантов детей, одновременно профессия детского тренера должна стать более заманчивой с финансовой точки зрения, а обучение ей — более доступным.

***

В рамках подготовки раздела была проведена работа по сбору информации среди ряда специалистов, которые выразили широкой диапазон мнений, в том числе противоположных друг другу.

Денис Бушуев, тренер

Виктор Горлов, президент ДФЛ  Игорь Лебедев, функционер, вице-спикер Госдумы РФ  Андрей Созин, функционер, член комитета по этике РФС  Кирилл Терешин, экс-гендиректор ДФЛ  Следующая часть программы будет посвящена инфраструктурным проблемам в детском футболе и организации детских соревнований.

Проект курирует Кирилл Хаит.

sport.rambler.ru


Смотрите также